Мировые СМИ продолжают обсуждать тему сближения России и Китая, представляя их чуть ли не главными геополитическими партнерами, выступающими единым фронтом против американской экспансии.
Но так ли это на самом деле? А если да, то как данная тенденция может отразиться на Казахстане, который находится между РФ и КНР, и его гражданах? На прошлой неделе мы обсудили эту тему с кандидатом политических наук Досымом Сатпаевым, а теперь попросили высказать свою точку зрения политолога Мурата Лаумулина.
Как «антизападный альянс» России и Китая может отразиться на Казахстане?
- Мурат Турарович, как вы считаете, действительно ли исторические соперники становятся союзниками?
- Россия и Китай не объединяются! На мой взгляд, это ситуативный, временный союз, во многом ставший следствием политики Запада, а точнее - США. Запад в лице Соединенных Штатов и Евросоюза уже давно дал понять, что хотел бы видеть нас как своих вассалов, как источник ресурсов и, главное, как антироссийский буфер. Соответственно мы должны делать свои выводы.
- Казахстан вынужден балансировать между двух огней и даже, можно сказать, привык к такому положению. Но рано или поздно ему придется сделать выбор. Каким он может быть?
- Свой геополитический и исторический выбор мы, казахи, сделали уже давно. И он связан с Россией, которая наряду с Казахстаном является преемницей Монгольской империи, или, если угодно, Золотой Орды. Я уверен, что судьба нашей страны (если, не дай бог, что-то произойдет) будет решаться нами совместно с Россией. Но Китай, как и любую другую державу, Москва к Казахстану не допустит. Мы не Украина.
- Как можно ослабить нашу зависимость от соседей, чтобы проводить свою политику, а не идти слепо на поводу у чужой?
- У казахов существует много поговорок относительно «Кара Китая» и исходящих от него угроз. Наверное, какие-то основания для этого есть. Но на самом деле мы не нуждаемся ни в Китае, ни в Западе. Тот фундамент (технологический, цивилизационный, образовательный и так далее), который мы унаследовали от советского прошлого, настолько объемен, что мы можем сами встать на ноги и существовать дальше. Поэтому необходимо продолжить курс на восстановление нашего евразийского единства – экономического, геополитического и военно-стратегического. И тогда нам никто не будет страшен. Как говорили древние, Viribus unitis – сила в единстве!
Пользуясь случаем, хотел бы напомнить (тем более что широкая аудитория незнакома с этими фактами), что лежало в основе так называемого китайского экономического чуда. На самом деле главными факторами были не реформы Дэн Сяопина, не сочетание рыночных механизмов с социализмом и не внешние инвестиции. Все серьезные экономисты и эксперты однозначно утверждают, причем с цифрами в руках, что в основе подъема КНР лежало в первую очередь присвоение советского технологического и экономического потенциала. Как и для Запада, так и для Китая распад СССР и соцлагеря отсрочил неизбежную гибель финансово-спекулятивного капитализма (впрочем, ненадолго), чье становление еще описал Карл Маркс в конце 19 века.
- А как же простые граждане? Пусть они не особо интересуются геополитическими играми, но ведь от их исхода во многом зависит будущее страны…
- Чтобы жизнь простых казахстанцев стала лучше, необходимо восстанавливать нормальную (так называемую производящую) экономику, беречь остатки советской системы образования и здравоохранения, развивать евразийскую интеграцию. И главное – опираться на наших естественных союзников, первым среди которых остается Россия.
Комментарий в тему
Талгат Мамырайымов, независимый политолог:
- Если бы вы задали мне этот вопрос несколько лет назад, я бы ответил на него иначе, нежели сейчас. Раньше в нашем обществе превалировали конспирологические взгляды, связанные с влиянием России на Казахстан, был высок, особенно среди интеллигенции, уровень опасений относительно возможной российской угрозы – впрочем, он сохраняется и сейчас.
Конфликт между РФ и Западом многое меняет. Вследствие санкционного давления российское общество лихорадочно думает о том, сможет ли оно выпутаться из тяжелой экономической ситуации. В этой связи Россия поменяла свое отношение к Китаю и теперь воспринимает его не как конкурента в Центральной Азии, а больше как партнера, как своеобразный спасательный круг. Это видно по активизировавшемуся взаимодействию между двумя странами. Хотя, конечно, в Москве понимают, что прагматичный Китай слишком тесно связан с Западом в экономическом плане, чтобы бросить все это ради России, да еще и подставить себя под западные санкции.
Соответственно изменилось отношение России к Казахстану и остальным странам региона. Если раньше она пыталась назидательно наставлять и контролировать их, то сейчас пытается использовать более цивилизованный формат взаимодействия с уклоном в геоэкономику. Параллельно Москва стремится интенсифицировать использование мягкой силы в Центральной Азии, что видно на примере итогов визита Путина в Узбекистан...
В этой связи можно отметить один интересный феномен. Раньше администрация президента РФ пыталась везде продвигать через своих политтехнологов, экспертов мысль о том, что россиянин – это европейский человек. Теперь же все чаще можно слышать, что в русском человеке больше восточного (азиатского), нежели европейского... Это тоже свидетельствует о том, что Россия меняет приоритеты, чтобы защитить себя.
Источник: stanradar.com