Почти все кризисы цикличны и рано или поздно дно пробивается, после чего наступает рост.
На развивающихся рынках кризис из-за повышения ставки ФРС США. Какие облигации могут дать дополнительный доход инвестору?
В сентябре по мере марша доллара за 70, а доходностей ОФЗ за 9% оценки становились всё более резкими: «Эльвира Набиуллина выступает сегодня в штаб-квартире МВФ с лекцией об опыте инфляционного таргетирования в России, весь этот опыт может полететь коту под хвост, если не остановить панику на рынке...», «Паника резко усилилась!». И вдруг штиль. Всего через каких-то полтора месяца мы спокойно обсуждаем покупку ОФЗ после промежуточных выборов в Конгресс, а доллар спокойно располагается в коридоре 65,5-66,5 рублей.
Схему реакции на острые события на рынке вполне можно сравнить с известной моделью Кюблер-Росс о процессе принятия негативного переживания. Только на рынках облигаций ситуация закольцована – после каждого кризиса на рынок выходят смельчаки с инъекцией кэша, затем смельчаков становится всё больше, и вот уже трейдеры с тоской вспоминают дни, «когда можно было по дешевке взять».
Каждый трейдер знает, что для сложных ситуаций необходимо держать какое-то количество «сухих патронов». Даже когда кажется, как в начале 2009 года в России, что «рынок облигаций перестанет существовать как таковой» (слова зампреда правления немаленького банка), всё равно жизнь продолжится в подавляющем большинстве узлов мировой финансовой системы. Сухие патроны извлекаются в самой сложной ситуации и служат первой дозой успокоительного для рынков. В какие активы стоит выстрелить?
Точки развития
Много решений сегодня предосталвяют развивающиеся рынки. Доходности по турецким бумагам на сейчас ниже, чем по бразильским в начале сентября — именно эти страны предлагают наиболее интересные с точки зрения доходностей облигации. Конечно же, пессимисты скажут нам, что ситуация в этих странах на шаг отстоит от кризиса. Спорить бесполезно, решение рискнуть или нет каждый принимает сам. Важно понимать, что большая, подавляющая часть кризисов проходит по описанной выше схеме. Отважным и бесстрашным можно посоветовать , например, посмотреть в сторону облигаций аргентинских провинций: Буэнос Айрес (11% к погашению в долларах), богатого полезными ископаемыми Неуквен (доходность 9,5%), агропромышленной Энтре-Риос (доходность 15%). Есть выпуск и для желающих рискнуть в евро —Argentina, (8,4% годовых).
Сложно в последнее время пришлось и турецким банкам. Если есть вера в финансовую систему этой страны, можно попробовать выжать «еще рюмочку» из уже хорошо отросших с минимумов, но всё еще доходных бумаг местных мастодонтов: Гаранти Банка (доходность 11,5%) или Иш банка (доходность 13.3%).
По мере привыкания к новым уровням подтянутся и другие участники с новыми выпусками. Сейчас, например, кажется слабым сектор субординированного долга российских государственных банков. Понятно, что проблемы есть, но по мере угасания ажиотажа вокруг возможных санкций и в отсутствии новых подвигов на геополитической ниве нормализация обстановки непременно привлечет и в этот сектор свои деньги. Здесь наиболее недооцененным кажется «вечный» выпуск ВТБ, торгующийся под 11.2% доходность к колл-опциону в 2022 году.
Игра против Америки
Еще один аргумент пессимистов состоит в сравнении доходностей американских казначейских облигаций с прошлогодней ситуацией. Действительно, сейчас безрисковая доходность в долларах подобралась к 2,5% на коротких сроках и стабильно выше 3,0% на горизонте больше семи лет. Если вспомнить, что еще год назад по депозиту в банке сложно было получить больше 0,75%, рынок Treasuries кажется привлекательным донельзя. Вкупе с окончанием программы количественного смягчения, то есть изъятием денег из мировой финансовой системы, было бы разумным предположить отток денег из менее стабильных стран на рынок облигаций США.
Ответ оптимиста будет таким — рост доходностей по Treasuries идет вслед за ростом крупнейшей экономики мира, а не перед ним. Следствием этого роста будет улучшение экономических показателей других стран при условии «хорошего поведения». Правила нового порядка просты: больше экономической свободы и меньше государственного вмешательства в экономику. Под этими лозунгами победил Трамп в США, Макри в Аргентине и Болсонару в Бразилии. После второго тура выборов бразильские облигации подросли до докризисных уровней. Думается, прочие развивающиеся рынки тоже догадываются о новых правилах, так что принятие их — дело времени, не более того.
В конце концов, 6% больше, чем 3%. И в спокойной ситуации всегда найдутся инвесторы, готовые закрыть глаза на специфический риск той или иной страны ради более высокой доходности. Как произошло и на этот раз. В общем, раму и стекло уже вставили. Становится сухо и тепло, и можно доставать кэш с расчетных счетов и пускать в дело.
Исключения из правил
Несмотря на то, что большая часть кризисов окупается, и наиболее рискующие, скупающие на низах трейдеры и инвесторы остаются с жирным плюсом, необходимо отметить, что бывают случаи, когда падает всё и насовсем. В ноябре исполняется 100 лет с момента прихода к власти в Омске адмирала А. Колчака, а в следующем году — 100 лет деникинскому наступлению. Тогда казалось, что ещё чуть-чуть и облигации царской России будут погашены победившими белыми. Скупавшие за бесценок российские долговые бумаги могли продать их за 70% от номинала. К 1922 году облигации не стоили даже бумаги, на которой были напечатаны. Но поэтому риск — это риск, а безрисковая доходность — только по Treasuries. 2,75% в долларах в год, между прочим.
По материалам Forbes.ru