20
Сб, апр

ПОМОГАЕМ ИЛИ ЭКОНОМИМ?

Министерство труда и социальной защиты населения в очередной раз реформирует систему оказания адресной социальной помощи (АСП) и переводит ее на новый формат.

Теперь главной целью здесь становится не просто поддержать семьи, живущие практически за чертой бедности, а помочь неимущим с трудоустройством. Образно говоря дать не рыбу, а удочку.

Вот только, продолжая этот ассоциативный ряд, можно только догадываться, что делать с подаренной удочкой человеку, посреди безводной степи.

ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛУЧШЕ!

Выступая в понедельник на Правчасе перед народными избранниками, глава Минтруда, Мадина АБЫЛКАСЫМОВА отметила полномасштабную работу, проведенную ее ведомством и акиматами. Кроме прочего, она рассказала, что сейчас упрощаются административные процедуры оформления АСП, растет штат работников центров занятости и совершенствуется механизм расчета доходов получателей выплат. Так же постоянно проводится разъяснительная работа с населением.

Вот только, как показывает практика, «неблагодарное» население все эти улучшения почему-то не ценит. Люди считают, что лучшей «реформой» станет… повышение размеров АСП. Сама министр наглядно подтвердила этот факт.

- Летом мы провели специальные социологические исследования, - сообщила Абылкасымова, - чтобы выяснить мнения самих получателей АСП нового формата, о ее достоинствах и недостатках. Результаты данного исследования показали, что дальнейшее совершенствование нового формата АСП должно быть в первую очередь направлено на увеличение ее размера. Так считают 84 процента опрошенных респондентов.

А вот депутат Мажилиса Гульнара ИКСАНОВА считает, что методики, которыми так гордятся чиновники, еще улучшать и улучшать.

- Так при проверке, особенно домохозяйств на селе, существует вероятность переоценить или недооценить их доходы, - подчеркнула она. - Текущие доходы семей неоднородны, и при расчете дохода от личного подсобного хозяйства практически нет объективного учета продукции и затрат на ее производство, также не учитываются затраты труда, так как сельхозпродукция производится в основном для личного потребления.

Народная избранница призвала пересмотреть нормативный уровень затрат на производство продукции, с учетом складывающихся средних цен и особенностей регионов.

То есть речь идет о нормативах, как типовых базовых измерителях, - уточнила Иксанова. - Надо сказать, что многие данные о себестоимости сельхозпродукции не обновлялись с 2005 года.
Кроме этого, увлекаясь поголовным трудоустройством малоимущих, следует учитывать и объективные факторы. Депутат напомнила, что образование заявителей не всегда соответствует критериям составленной чиновниками Дорожной Карты.

- На рынке труда, в основном, предлагаются работы, требующие физического труда, и рассчитанные на мужчин, - заявила Исканова. - Между тем, в стране доля безработных женщин составляет 53,6 процента. Есть еще фактор незаинтересованности работодателей в приеме необученных работников с негарантированной мотивацией к труду.

К методикам исчисления доходов семей у народной избранницы тоже нашлись претензии.

- Нужно концептуально продумать, какие доходы не должны включаться в расчет доходов заявителя, - резюмировала депутат. - Речь идет о пособиях, выплачиваемых самым уязвимым группам населения, которые имеют дополнительные потребности.

БОЛЬНАЯ «ПРИБЫЛЬ»

Вот тут-то и вскрылась главная интрига, вызвавшая возмущения многих мажилисменов. Усиленно считая доходы малоимущих семей, министерство совершенно проигнорировало их расходы. В итоге «доходными статьями» семейного бюджета здесь оказались даже… пособия по инвалидности.

Эту тему подняла депутат Жанат ОМАРБЕКОВА. Она-то и заметила незамеченный доселе чиновниками диссонанс.

Пособие по инвалидности, как мы знаем, предназначено на персональную поддержку, - напомнила народная избранница. - Это медицинский уход, приобретение вспомогательных средств, лекарственных препаратов, непосредственно для самого инвалида. Поэтому их учет в общем доходе семьи вызывает вопросы.

Депутат привела пример – во время выезда в регионы к ней за помощью обратилась многодетная мать, у которой один из четырех детей имеет особые потребности.

- Эта женщина нуждалась в АСП, но доход семьи превышал черту бедности, - объяснила Омарбекова, - так как пособие по инвалидности, которое предназначалось для ребенка, был распределено на всю семью.

Судя по объяснению министра, это делается для того, чтобы… не обидеть низкооплачиваемых работников. Размер пособия составляет аж 40 700 тенге, что сопоставимо с некоторыми зарплатами.

- Если в семье один или два лица с инвалидностью, то сумма может даже превышать доход человека, который имеет примерно такой уровень, - растолковала Абылкасымова. - А их доход мы учитываем. То есть это ставит в невыгодное положение низкооплачиваемых работников….

Картина достойная абсурда – получается в нашей стране выгоднее быть больным и получать пособие, чем здоровым пойти работать. Однако вместо того, чтобы добиваться от работодателей повышения низких зарплат, наши чиновники почему-то предпочитают решать проблему за счет инвалидов.

Хотя, министру следует отдать должное - после недолгого сопротивления она все-таки согласилась с тем, что для семей, в которых находятся на иждивении дети-инвалиды, мать не имеет возможности работать, и живут они только на государственные выплаты, можно сделать исключение. Конечно, в зависимости от нуждаемости семьи.

- При расчетах есть определенный риск того, что по нашим оценкам, инвалиды 1,2 группы, (это 280 тысяч человек), - пояснила Абылкасымова, - что они все придут за АСП и будут постоянными получателями данной помощи. То есть постоянно будут находиться среди численности бедного населения.

Гульмира ИСИМБАЕВАТакой подход вызвал, мягко скажем, изумление даже у вице-спикера палаты Гульмиры ИСИМБАЕВОЙ.

– Пособия по инвалидности считать доходом, для семьи, мягко говоря, наверное, некорректно все-таки, - заявила она. - Это не доход! Если вы пересмотрите это, просто восторжествует справедливость.

Впрочем, Минтруда и Минздраву предстоит утрясать еще много общих вопросов. На один из таких обратила внимание депутат от КНПК Ирина СМИРНОВА.

В рамках нового формата АСП реализуется подход индивидуальной и комплексной поддержки нуждающихся граждан и их семей, - напомнила коммунистка. - Это предполагает оказание малообеспеченным семьям вместе с денежной выплатой и мерами занятости дополнительного пакета услуг. В том числе по охране здоровья, на основе принципа «одного окна».

Увы, пока что поход за документами для казахстанцев больше напоминает забег вдоль длинного многоквартирного дома. Из-за неготовности к интеграции информационных систем двух министерств, заявитель, претендующий на АСП в случае наличия у него социально-значимого заболевания, вынужден обращаться в медицинские организации для подтверждения своего заболевания. Это создает дополнительные трудности при сборе необходимых документов.

- Планирует ли Минздрав синхронизацию данных о подтверждении социально-значимых заболеваний для граждан, обращающихся за АСП? – спросила Смирнова. - С тем, чтобы принцип «одного окна» на самом деле работал и был эффективным.

Ляззат АКТАЕВАВице-министр здравоохранения Ляззат АКТАЕВА заверила – планирует. В ведомстве уже функционирует информационная система, электронный регистр диспансерных больных. И вся информация о пациентах, в том числе имеющих социально-значимые заболевания, в данном регистре есть.

Для интеграции с информационными системами Минтруда, необходима работа шлюза электронного Правительства, - объяснила Актаева. - Работа идет. После ее завершения информационный обмен будет беспрепятственным.

По итогам Правительственного часа мажилисмены дали Министерству ряд рекомендаций. Завершая заседание, Гульмира Исимбаева непрозрачно напомнила чиновникам еще один неприятный факт. При недавнем обсуждении бюджета выяснилось, что сумма неосвоения средств, выделенных на обеспечение АСП, составила около 10 миллиардов тенге. То есть изначально деньги закладывались, но до получателей не доходили. Комментарии, как говорится, излишни.

Источник rezonans.kz