24
Ср, апр

Разрушительна ли революция ИИ?

Революция искусственного интеллекта будет невероятно разрушительной, но она не сделает людей ненужными.

Благодаря перестройке систем образования мы сумеем добиться, чтобы технический прогресс сделал нашу жизнь более обнадеживающей и позволяющей самореализоваться и процветать.
По мере развития цифровых технологий и автоматизации, нарастают страхи по поводу будущего работников. Но конечный результат не обязательно должен быть негативным. Главное — это образование.

Роботы уже выполняют все большее количество рутинных, повторяющихся заданий, создавая серьезные проблемы для работников в отдельных отраслях. В Южной Корее, где сейчас самая высокая в мире плотность промышленных роботов (631 робот на 10 тысяч работников), наблюдается снижение занятости в промышленности и высокий уровень молодежной безработицы. В США, по данным исследования 2017 года, расширение использования роботов негативно влияет на занятость и зарплаты.
Но хотя технологический прогресс, несомненно, уничтожает рабочие места, он одновременно создает их. Изобретение моторных транспортных средств привело к ликвидации рабочих мест в сфере производства и управления конными повозками, но возникли миллионы новых рабочих мест, причем не только на автозаводах, но и в смежных отраслях, например, в дорожиом строительстве. Недавние исследования показывают, что чистый эффект воздействия автоматизации на занятость позитивен, благодаря новым формам взаимосвязей между отраслями промышленности и расширению спроса.

Проблема сегодня заключается в том, что производство и использование передовых технологий требует новых профессиональных навыков (зачастую более высокого уровня), которые просто невозможно освоить на рабочем месте. В связи с этим, правительствам необходимо гарантировать всем жителям своих стран доступ к высококачественному образованию и программам профессиональной подготовки, которые соответствуют нуждам рынка труда. От исхода этой гонки между технологиями и образованием будет зависеть, удастся ли воспользоваться всеми возможностями, которые открывают важ-нейшие инновации, и широко распределить выгоды технического прогресса.

Во многих странах технологии вырвались в этой гонке вперед. Например, наблюдающийся в последнее время рост неравенства доходов в Китае и других странах Восточной Азии стал результатом увеличивающегося разрыва между теми, у кого есть возможность осваивать передовые технологии, и теми, у кого ее нет. Впрочем, от несовпадений в паре «образование — рабочее место» страдают страны во всем мире. Отчасти это вызвано тем, что система формального образования не готовит выпускников с профессиональными навыками и технической компетенцией, которые соответствуют потребностям рынка труда.

По данным доклада The Economist Intelligence Unit (EIU), 66% опрошенных руководителей компаний были не удовлетворены уровнем профессиональных навыков молодых сотрудников, а 52% заявили, что не-
достаток навыков стал помехой для достижения их компанией хороших показателей. Между тем, по данным опроса ОЭСР, 21% работников заявляют, что чувствуют себя излишне образованными для выполняемой ими работы.
Все это означает, что система формального образования учит работников не тому, что нужно; ей крайне необходима глубокая реформа для содействия получению цифровых знаний и технических умений, а также нерутинных когнитивных и некогнитивных (или «мягких») навыков. К ним относятся, в частности, «четыре К для обучения в XXI веке» — критическое мышление, креативность, коммуникации и коллаборация (то есть сотрудничество). Это те сферы, где у людей сохраняется значительное преимущество перед машинами с искусственным интеллектом.

Данный процесс должен начинаться уже на этапе начального образования, потому что только с сильным фундаментом люди смогут в полной мере воспользоваться преимуществами дальнейшего обучения и профессиональной подготовки. Более того, в экономике будущего эта подготовка вообще не будет никогда прекращаться. Учитывая высокую скорость технического прогресса, потребуется расширить возможности для эффективного обучения в течение всей жизни, с тем чтобы работники могли постоянно обновлять имеющиеся навыки или учиться новым. На всех уровнях системы образования учебные программы должны стать более гибкими и чуткими к изменениям технологий и требований рынка.

Один из потенциальных барьеров на пути подобных подходов — острый дефицит хорошо подготовленных учителей. Например, в странах Африки южнее Сахары на каждого квалифицированного учителя средней школы приходится в среднем примерно 44 ученика; в начальной школе это соотношение еще хуже — 58 к одному. Формирование качественного преподавательского состава потребует как денежных, так и неденежных стимулов для учителей, а также увеличения инвестиций в их профессиональное развитие.

Это означает, в том числе, что надо обеспечить учителей необходимыми инструментами, позволяющими им в полной мере использовать преимущества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Сейчас они применяются не слишком широко, несмотря на их большой потенциал, позволяющий гарантировать широкий доступ к непрерывному обучению в течение всей жизни через формальные и неформальные каналы. По данным доклада ЕШ, лишь 28% опрошенных учеников средней школы сообщили, что в их школах ИКТ-технологии активно используются на уроках.

ИКТ-технологии могут также помочь решить проблему дефицита квалифицированных учителей и других ресурсов в сфере образования, предоставив удаленный доступ к платформам онлайн-обучения. Например, программа OpenCourseWare Массачусетского технологического института дает студентам во всем мире возможность доступа к некоторым наиболее выдающимся преподавателям на планете.
Все это указывает на более широкое значение международного сотрудничества. Проблемы в системе образования, вызванные развитием технологий, негативно влияют на всех, поэтому государства мира должны работать вместе над их решением, в частности, с помощью программ обмена для студентов и преподавателей, а также путем строительства и обновления ИКТ-инфраструктуры.

Во всех усилиях по улучшению образования должен делаться акцент на доступности, с тем чтобы люди, начинающие с более слабых экономических позиций или с более низкого уровня навыков, были способны конкурировать на меняющемся рынке труда. Для защиты уязвимых работников в условиях быстрых перемен понадобится также хорошо продуманная и всеобъемлющая система социальной защиты, включающая, например, страхование от безработицы и государственное медицинское страхование.
Революция искусственного интеллекта будет невероятно разрушительной, но она не сделает людей ненужными. Благодаря перестройке систем образования мы сумеем добиться, чтобы технический прогресс сделал нашу жизнь более обнадеживающей и позволяющей самореализоваться и процветать.

Источник Central Asia Monitor