Казахстанцы живут в условиях постоянной экономии. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Nielsen, сообщает forbes.kz
Фото: blog.spedire.com
Исследовательская компания Nielsen регулярно рассчитывает индекс потребительского доверия как в глобальном, так и локальном масштабе, чтобы понять потребительские предпочтения и настроения жителей.
Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего.
В Казахстане индекс потребительского доверия Nielsen в IV квартале 2018 вырос на 4 пункта по сравнению с III кварталом и остановился на отметке 83. Настроения казахстанцев более оптимистичны по сравнению с жителями соседних стран. За тот же период индекс потребительского доверия в России составил 65 пунктов, 59 - в Украине и 66 - в Беларуси.
Оптимизм покупателей слабеет на фоне флуктуаций обменного курса и ослабления национальной валюты. 29% опрошенных беспокоит рост цен на продукты питания. Вторым по важности опасением казахстанцев является здоровье (21%) и на третьем месте - беспокойство за экономику страны (19%). 17% соотечественников выражают обеспокоеность по поводу обучения детей, выплаты долгов и кредитов.
Для сравнения, основные опасения в Европе - это возможность войны (50%), увеличение расходов на коммунальные услуги (33%) и экономика (23%).
8% опрошенных верят, что страна выйдет из рецессии в ближайшие 12 месяцев, 66% считают это маловероятным, а 26% респондентов живут в условиях неопределенности, и не знают, чего стоит ждать от экономики.
Все это побуждает переходить в режим экономии, который уже давно является реальностью для казахстанского покупателя. 69% опрошенных заявили, что им пришлось изменить привычные расходы. Больше всего опрошенных сокращают траты на развлечения вне дома (56%), на покупку одежды (55%). 37% покупателей готовы переходить на более дешевые бренды в товарах повседневного спроса и 34% откладывают покупку бытовой техники и электроники.
При этом, несмотря на режим экономии, большинство соотечественников (76%) признали, что у них остаются свободные деньги после оплаты всех необходимых счетов. Однако выбор как их потратить, не велик – это оплата долгов и кредитов (36%), обновление гардероба (33%) и развлечения вне дома (28%). Только 23% казахстанцев сообщили, что намерены сберечь оставшиеся средства.
Мадина Сейсенгалиева, лидер розничного аудита Nielsen Kazakhstan