С 11 апреля вступают в силу поправки в Закон "О рекламе". Государство берет курс на борьбу с так называемым «визуальным шумом»
В Казахстане с 11 апреля 2019 изменятся требования по плате за размещение наружной (визуальной) рекламы. Налогом будут облагаться витрины и окна, оформленные для привлечения внимания покупателей и клиентов. Также изменены ставки налогообложения на видеоизображения LED-дисплеев и бегущих строк.
В новой редакции закона конкретизируется, что относится к рекламе, а что нет. Внутреннее оформление витрин и окон не является рекламой, только если это «товарная продукция, размещаемая внутри помещений; виды оказываемых услуг; средства индивидуализации; декоративное и праздничное оформление». Цены, сообщения об акциях и скидках, меню, адреса электронной почты или контактных телефонов в перечень не попадают.
Налогом по-прежнему не облагаются вывески, но только оформленные определенным образом. Если вместе с текстом изображены товары или перечень услуг - это тоже считается рекламой.
Источник: Управление городского планирования и урбанистики Алматы
«Начнут накладывать штрафы»…
- Мы боимся, что сейчас начнут выявлять всех подряд и накладывать штрафы, - не стал скрывать опасений Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора по правовым вопросам палаты предпринимателей «Атамекен».
Мониторинг рекламных носителей в Казахстане проводится постоянно. По словам юриста, предпринимателей сразу штрафуют, не уведомляя о нарушениях и не давая времени на их устранение. Несогласие бизнеса с начисленными налогами за рекламу уже не раз становилось поводом для судебных разбирательств.
- Изменения в законодательстве все усложнят. Проблема в том, что предприниматель по закону должен сам уведомить о наличии рекламы. О штрафах он узнает только тогда, когда счета арестованы. Мы сейчас с Министерством национальной экономики разрабатываем методику уведомления предпринимателей, чтобы сразу не арестовывали счета, а делали предупреждение, - пояснил Айтуар Кошмамбетов.
Борьба с визуальным шумом
Оформление вывесок и витрин регламентирует не только Закон «О рекламе». В прошлом году были приняты поправки в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». В нем впервые прописали понятие единого архитектурного стиля.
- Мы формируем комфортную городскую среду: это комфорт не только в плане уюта, но и психологический комфорт. Агрессивная реклама может действовать на психику. Идет тенденция к тому, чтобы уменьшить визуальный шум. Мы с прошлого года начали разрабатывать дизайн-код Алматы с требованиями к вывескам. Они должные быть ненавязчивые, информативные и сделаны с учетом пропорций зданий, - пояснил Алмасхан Ахмеджанов, руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы.
В результате многие предприниматели в Алматы уже столкнулись с тем, что оформление, не подходящее по критериям, демонтируют. Вероятно, по этому пути пойдут и другие города Казахстана.
- Недавно мы открыли Центр семейного развития. Оформили его фотографиями семьи: дедушки, бабушки, дети - несколько поколений. Это была не реклама. Но пришли и все сняли. Мы понесли расходы. Мне кажется, если чиновнику дадут задание – как в поговорке: пошли его богу молиться, он весь лоб расшибет, - поделилась своим мнением Чинара Бугимбаева, основательница крупнейшей в Казахстане сети столовых «Каганат».
Размер базовых ежемесячных ставок оплаты за размещение наружной (визуальной) рекламы не изменился. За одно рекламное сообщение площадью до 2 квадратных метров предприниматель ежемесячно должен платить 2 МРП (5 050 тенге), на улицах с большой проходимостью (категория А) ставки удваиваются до 4 МРП (10 100 тенге). Окончательный размер налога на каждой улице определяют городские и областные маслихаты. В таблице приведены цены для предпринимателей города Алматы:
Источник: Управление городского планирования и урбанистики Алматы
Источник forbes.kz