Казахстанцам, не равнодушным к собственному здоровью, нужно держать ухо востро. В стране началась кампания по разъяснению основных принципов системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Десятки пропагандистов со страниц СМИ, с экранов гаджетов и в личном порядке расскажут о том, как хороша будет платная социальная медицина.
Хотя, не совсем понятно, как может услуга быть одновременно платной и социальной, если она, конечно, не из области когнитивного диссонанса. Но, похоже, наше здравоохранение это не смущает и подход таков, что платить будут одни, а пользоваться остальные.
Нет, я не против того, чтобы система была солидарной, и работающее население помогало государству лечить детей и стариков. Вопрос в том, почему тем, кто платит, навязывают кабальные условия нахождения в системе ОСМС? И вообще, кто сказал, что денег на всех хватит? А главное, получим ли мы за свои кровные качественную помощь?
Обо всем по порядку…
Адепты системы ОСМС вполне справедливо утверждают, что разовый поход в частную клинику дороже муниципальной, и убеждают, что дешевле лечиться у государства. Они забывают, что в условиях рыночной конкуренции, мы, как инвесторы, платим дополнительную премию за качество и сервис. Но если раньше мы платили, пусть много, но за желаемую вещь, теперь же, будем платить меньше, но за навязанные услуги.
Что означают навязанные услуги? Только то, что теперь все население будет привязано к конкретным поликлиникам, чаще всего по месту жительства. И не факт, что близлежащие медучреждения обладают нужной компетенцией. Если в крупных городах
все-таки есть оборудованные поликлиники и грамотные врачи, то в сельской местности, в которой по статистике проживает половина страны, после всех оптимизаций остались преимущественно фельдшерские пункты. А значит, оплачивая услуги, большинство пациентов будет лишено права выбора врача.
Другой вариант касается крупных работодателей из числа сырьевых компаний, которые небольшую часть своих миллиардных доходов отдают работникам и членам их семей, покупая квалифицированную медпомощь по полису страховой компании. По сути, это рента, выплачиваемая квазигосударственными компаниями гражданам Казахстана, занятым в добывающих отраслях. Что касается иностранных компаний, для них медицинское страхование – общепринятая часть социального пакета.
Теперь же статусные экспаты и привыкшие к хорошей жизни простые нефтяники пойдут сидеть в очередях к врачу, возможно даже купившему диплом (честно заплатившему за экзамен, за «корочку» и т.д.). Минздрав даже предлагает «прицепить» к социальной медицине иностранных дипломатов, проживающих в Казахстане, а также наших дипломатов (и членов их семей), несущих службу за рубежом.
Думаю, сидя в общей очереди, иностранные VIP-персоны узнают много интересного из общения со словоохотливыми пенсионерами, а профессиональные разведчики откроют для себя неисчерпаемый источник информации.
Рекламируя ОСМС, СМИ поражают читателей статистическими выкладками: мол, казахстанцы содержат медицину на треть: 37% расходов здравоохранения финансируется из кошельков граждан, когда они пользуются услугами платных врачей. А это, по заключению экспертов Всемирного банка, консультирующих Минздрав - критическая ситуация.
Не знаю, как понимает эту проблему Всемирный банк на самом деле, но в США похожая ситуация, когда зажиточные американцы оплачивают лечение за неимущих сограждан. Возможно, они ходят в одну поликлинику, к одному врачу, только объем помощи у них разный: кто платит, получает больше и в лучшей форме.
Нам вроде тоже обещают, что объем помощи будет одинаков для всех, и даже расширен. А тех, кто не перечислит деньги в фонд, таковых набирается 15 категорий граждан, не бросят на произвол судьбы и станут лечить на общих основаниях.
«У нас нет лимитов покрытия из-за социального характера ОСМС. Подушевое финансирование врачей общей практики предполагает любое число обращений к врачу – считать посещения никто не будет. Но лимит все же будет. Мы не должны потакать врачам общей практики отправлять пациента к узким специалистам, это перегружает систему и не дает качественные услуги», - заявил на одном из слушаний в НПП вице-министр здравоохранения и социального развития РК Елжан Биртанов.
Но давайте посчитаем. На почти 6 млн работающего населения приходится вдвое больше социальных иждивенцев. Плюс трудовые мигранты из числа малооплачиваемого персонала, часто нелегально работающие в РК. Фонду социального страхования будет сложно насобирать сумму под обещаемые Минздравом блага.
На этом фоне Минздрав категорически игнорирует участие ДМС в социальной медицине. Минздрав слабо представляет себе, в каком состоянии находится ДМС, последний отчет в ведомстве готовили 10 лет назад. Хотя вариант сооплаты снизил бы напряженность в отношениях с работодателями. И успокоил бы страховой рынок в перспективах развития ДМС.
Татьяна Батищева, финансовый обозреватель Atameken Business Channel