В ближайшее время будут приняты поправки в законодательство о дорожном движении
смягчающие ответственность водителей совершивших ДТП. Теперь водители будут привлекаться к ответственности только в случаях, если на этом настаивает пострадавшая сторона. Напомню, что сейчас виновник ДТП подлежит административной ответственности за ДТП, даже если он примирился с потерпевшим. По сегодняшним правилам, участники ДТП обязаны оставаться на месте ДТП, даже если они договорятся друг с другом, а покинув место ДТП, оба водителя формально становятся нарушителями и рискуют лишиться права управления транспортными средствами.
Согласно же новых поправок, официальное расследование ДТП теперь будет проводиться только в случаях, если водители не смогут договориться между собой. Возможность договориться остается у водителей и в ходе официального расследования. В этом случае дело будет закрыто за примирением сторон.
Возникает вопрос, а готова ли страховая система к тому, что водители будут сами договариваться о виновности-невиновности? Как будет действовать система страховых выплат без официальных документов устанавливающих виновность?
С юридической точки зрения, решение вопросов о возмещении вреда и раньше могло осуществляться без документов ГАИ. Гражданское законодательство никогда не связывало возникновение обязательства по возмещению вреда с результатами уголовного или административного расследования. При причинении вреда действует простой принцип: причинил вред – плати. При этом неважно, наступает ли уголовная или административная ответственность за причинение вреда. Для примера: если один человек причинит другому вред, например, сосед затопит соседа, то вопрос возмещения вреда решается между соседями без возбуждения административного или уголовного дела.
Этот же принцип - «причинил вред – плати», действует и при ДТП.
Приведу несколько примеров с ДТП, когда обязанность возместить вред возникала, а официальных решений о виновности водителей не было:
1. Виновник ДТП обладая иммунитетом (судья, депутат, дипломатический представитель и т.д.) совершал ДТП, а дело в отношении него не возбуждалось. Обязанность возместить вред у виновника возникала, хотя документов ГАИ нет. Страховая компания виновника обязана заплатить пострадавшему даже без официальных документов о виновности.
2. В рамках уголовного дела по ДТП стороны примирились, и дело было закрыто за примирением сторон. Одним из условий примирения было таким, что владелец автомобиля возместит вред пострадавшему посредством страховой выплаты. Официального решения о виновности водителя нет, а обязанность владельца автомобиля возместить вред есть. Страховая компания владельца автомобиля обязана осуществить выплату без официального решения о виновности водителя.
3. Водители договорились на месте ДТП и не стали вызывать ГАИ. Виновник обещал потерпевшему восстановить автомобиль, написал расписку. Прошло время, но виновник по каким-то причинам автомобиль так и не восстановил. У пострадавшего остается право требовать с виновника возмещения вреда. В этом случае и страховая компания виновника обязана осуществить выплату, хотя официальных документов ГАИ нет.
На практике страховщики, сталкиваясь с такими случаями, часто начинают «по умолчанию» требовать официального решения о виновности. И здесь автовладелец сталкивается с правдой жизни, с принципом: «нет решения – платить не будем».
Такое поведение страховщиков понятно. Они не хотят брать на себя ответственность по установлению виновности в ДТП. Ведь установление виновности в ДТП не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Также существует серьезный риск мошенничества с участием любой заинтересованной стороны: водители могут договориться между собой, чтобы максимизировать свой интерес; сотрудники страховой компании могут в своих интересах оформлять «договорные» выплаты, обманывая при этом руководство и собственников компании; сама страховая компания может выводить деньги из капитала путем «договорных» выплат. Конечно, официальные документы о признании виновной стороны являются своего рода преградой для таких негативных проявлений.
Теперь же, с принятием поправок, такая преграда снимается. Перед страховым сообществом стоит глобальный вызов: смогут ли страховщики оперативно выработать новые правила работы. А как думаете вы?
Тимофей Белоконь