Требования к отчетности об устойчивом развитии занимают видное место в повестке дня в Европе, в то время как в США существует риск «регулятивного Дикого Запада», если за грандиозными заявлениями последуют действия, особенно в сфере криптовалют и ИИ. Между тем, надвигаются тарифы.
2025 год станет годом дебюрократизации. По крайней мере, если верить заявлениям новых правительств по обе стороны Атлантики. Урсула фон дер Ляйен, переизбранная на пост президента Еврокомиссии, обещает сократить бюрократическую волокиту. А избранный президент Дональд Трамп даже создал новый «департамент» — Департамент эффективности правительства (DOGE) во главе с Илоном Маском — для радикального сокращения регуляторных джунглей.
Однако скептицизм уместен и разделяется многими компаниями, которые по-прежнему считают законодательство и регулирование одним из четырех основных рисков в Барометре рисков Allianz. Почему? Во-первых, обещания уменьшения бюрократии являются повторяющимся рефреном в коридорах брюссельской бюрократии. «Снижение нормативной нагрузки» в целях укрепления конкурентоспособности уже было центральным компонентом так называемой Лиссабонской стратегии, принятой ЕС еще в 2000 году. И в этом контексте возникает еще одна проблема: значительная часть новых правил вращается вокруг устойчивого развития, и в первую очередь среди них — Директива об отчетности по корпоративной устойчивости (CSRD).
«Без сомнения, эти требования к отчетности создают новые трудности для соответствующих компаний. Однако данные CSRD помогают сделать климатические риски прозрачными», — говорит Людовик Субран, главный инвестиционный директор и главный экономист Allianz. «Например, как банки и институциональные инвесторы, такие как страховщики, должны согласовывать свои портфели с парижскими климатическими целями, если они мало или совсем ничего не знают о выбросах и путях адаптации своих объектов инвестиций? Как должна работать защита биоразнообразия без знания экосистемных услуг для компаний и их ухудшения из-за них?
«В этом смысле 2025 год может стать «моментом истины» относительно того, вступит ли усталость от регулирования в нечестивый союз с усталостью от климата и последует ли за ложным нарративом о том, что это послужит конкурентоспособности Европы. На самом деле, для повышения конкурентоспособности Европа должна усилить зеленую трансформацию, а не ослаблять ее. В этом смысле CSRD следует рассматривать как существенный и крайне необходимый инструмент для направления распределения капитала в правильном направлении».
Однако для другого важного регулирования устойчивости, Директивы о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CS3D), ситуация несколько иная. Здесь требования к отчетности по всей цепочке создания стоимости действительно чрезмерны и могут даже привести к нежелательным результатам: компании ЕС могут уйти с рискованных рынков, поставив под угрозу развитие в более бедных странах и приведя к более концентрированной базе поставщиков. CS3D нуждается в пересмотре, считает Субран.
История рейтинга: «Изменения в законодательстве и регулировании (например, новые директивы, протекционизм, экологические, социальные и управленческие требования, а также требования к устойчивому развитию)»
2024: 4 место
2023: 5 место
2022: 5 место
От дерегулирования к торговым войнам
Какова ситуация в США? Здесь страхи, как правило, идут в другом направлении. Если за грандиозными заявлениями последуют действия, есть риск «регулятивного Дикого Запада». Это касается прежде всего криптовалют и искусственного интеллекта (ИИ). История показала, что криптовалюта очень уязвима для отмывания денег и финансовых преступлений. Это оправдывает строгое регулирование и мониторинг. То же самое касается и ИИ. Как технология общего назначения ИИ может помочь вывести производительность на новый уровень — к лучшему или к худшему. Распространение фейковых новостей в социальных сетях — лишь один (опасный) пример. Разработка и применение ИИ без ограждений не кажется хорошей идеей. Но в другом отношении, к сожалению, из США надвигается волна новых «регулирований»: тарифы. Эффект будет примерно таким же, как и при (чрезмерном) регулировании: рост расходов для всех затронутых компаний.
«В итоге: дерегулирование — это хорошая идея в принципе, но дьявол кроется в деталях. Не всякое регулирование изначально «плохо». И чаще всего именно реализация правил затрудняет корпоративную жизнь.
«Не только количество правил, но и эффективное администрирование, которое максимально упрощает соблюдение правил, должно быть в центре внимания», — говорит Субран. «Срочно необходима полная цифровизация администрирования. Однако и в 2025 году мы, вероятно, будем по-прежнему тщетно ждать соответствующей цифровой стратегии. Вместо этого грядут торговые войны. Перспективы действительно не радужные».