Непредсказуемый спрос в настоящее время рассматривается как головная боль цепочки поставок номер один для европейских компаний и считается более серьезным риском, чем нехватка материалов, войны, изменение климата и кибербезопасность, говорится в исследовании, проведенном при поддержке французской ассоциации управления рисками Amrae.
Исследование также показывает, что многие компании не готовы противостоять резким потрясениям в цепочке поставок. Почти две трети респондентов заявили, что системы управления рисками в цепочке поставок их организаций не справляются с этой задачей.
Между тем, 54% ожидают, что их цепочки поставок будут все чаще перемещаться ближе к их внутренним рынкам.
В ежегодном рейтинге консалтинговой компании KYU Associés нестабильность спроса стала риском номер один в цепочке поставок, угрожающим европейским организациям. Повышение и снижение спроса стало критическим риском для 56% респондентов опроса.
По словам Тибо Мулена, партнера KYU, проблемы со спросом являются следствием нестабильного потребления в постпандемической экономике.
С одной стороны, восстановление экономики в 2022 году оказалось сильнее, чем ожидали многие компании, что заставило их как можно быстрее адаптироваться к быстро растущему потреблению.
«Компаниям пришлось пополнить свои запасы, но в 2023 году спрос упал ниже ожиданий», — заявил Мулен на пресс-конференции в Париже. «Таким образом, в некоторых секторах уровень запасов стал очень высоким».
Поскольку в прошлом году потребление оказалось ниже, чем ожидалось, поскольку потребители заняли более осторожный подход перед лицом инфляции и роста процентных ставок, многим компаниям теперь приходится иметь дело со слишком большим количеством запасов на своих складах.
Мулен сказал, что прогнозирование спроса по-прежнему остается сложной задачей, и она осложняется тем фактом, что компаниям снова приходится адаптироваться к дальнейшей неопределенности в своих цепочках поставок.
Нехватка продуктов или сырья, а также геополитические кризисы были признаны вторым и третьим по величине риском в цепочке поставок. Однако с прошлого года обеспокоенность по поводу обоих этих рисков снизилась.
Более высокие затраты заняли четвертое место в рейтинге, а киберриски пятое.
Десять крупнейших рисков цепочки поставок были обозначены в следующем порядке:
- Волатильность спроса
- Дефицит продуктов и сырья
- Геополитический кризис
- Более высокие затраты
- Кибератаки
- Дефицит рабочей силы
- Качество продукта
- Погодные события
- Сбои в логистике
- Комплаенс и ESG
Источник: Барометр рисков цепочки поставок KYU (5-е издание).
Чтобы справиться с потребительским бумом 2022 года и отреагировать на геополитическое и другое давление, многим компаниям пришлось расширить или диверсифицировать свою цепочку поставок, часто полагаясь на новых деловых партнеров для удовлетворения своих потребностей. Это привело к повышению качества продукции в рейтинге рисков цепочки поставок.
«Компаниям приходилось искать новых поставщиков, которые иногда не имели такого уровня зрелости, как их предшественники», — отметил Мулен.
Качество продукции занимает седьмое место среди десяти крупнейших рисков, выявленных KYU, и становится все более важным для респондентов.
По мнению опрошенных экспертов по цепочкам поставок, логистика доставки товаров и товаров по морю перестала быть ключевым риском. Но Мулен подчеркнул, что ситуация быстро изменится. Поскольку война на Ближнем Востоке перерастает в хаос в Красном море, цены на фрахт для торговли с азиатскими рынками резко выросли в январе и могут создать множество проблем для европейских компаний.
Исследование подчеркивает, что каждый сектор сталкивается со своими проблемами в цепочке поставок. Было обнаружено, что 43% кризисов цепочек поставок в автомобильной и авиационной промышленности были вызваны поставщиками второго уровня или выше. Среди химических компаний треть кризисов возникла на их собственных производствах по сравнению с 29% у поставщиков первого уровня, 31% у клиентов и только 7% у более отдаленных партнеров.
Компании из сферы агробизнеса больше беспокоятся о влиянии изменения климата на их деятельность, в то время как инфляция продолжает пугать ритейлеров.
Согласно исследованию, логистические компании испытывают трудности с поиском рабочей силы, а энергетический сектор обеспокоен нехваткой квалифицированной рабочей силы.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz