В отчете о рисках 2021 года Института управления рисками Южной Африки (IRMSA) подчеркивается, что мы живем в необычные времена, когда неопределенность и экзистенциальные угрозы заняли свое место рядом с более известными проблемами.
По словам Шона Пайота, управляющего директора Thryve, в отчете IRMSA обсуждает свой призыв к действию по пяти направления:
Интеграция стратегии, рисков и устойчивости
Адаптивность и гибкость
За пределами реестра рисков
Риск-культура и зрелость
Использование профессионалов в области рисков.
Пайот сказал: «Стратегические решения связаны с принятием решений в контексте неопределенности, но компании часто пренебрегают стратегией. Они преуспевают в разработке и внедрении стратегии, а затем считают ее оценку и изменение слишком обременительными или дестабилизирующими. Частично это связано с тем, что стратегия не использует риск в своих интересах, поскольку риск часто находится на заднем плане, смягчая удары по компании.
«Но предположим, что мы согласны с тем, что риск также связан с выявлением возможности (проявляющейся в управлении рисками и реагировании). В этом случае связь между риском и стратегией становится ясной - и результатом этих отношений становится устойчивость».
Что касается адаптивности и гибкости, Пайот предположил: «Еще до пандемии организации уже сталкивались с серьезной угрозой. Цифровая трансформация и цифровая революция уже начали отделять будущих победителей от проигравших. В каком-то смысле пандемия лишь намного раньше вернула эту реальность на повестку дня. Все компании, которые могли быстро адаптироваться к культуре работы на дому, были инвесторами цифровизации на определенном уровне, что вынудило их быть более гибкими и адаптивными.
«Внедрение цифровых технологий является ключом к этому, поскольку снижает затраты и повышает эффективность, например автоматизацию сквозных процессов. Но это также вопрос корпоративной культуры - гибким компаниям требуется образ мышления, который сделает их конкурентоспособными в будущем. Такой образ мышления проистекает из интеграции риска и стратегии».
По его словам, специалист по рискам часто может чувствовать себя официантом в элитном ресторане. «Они так много могут рассказать вам о еде и напитках, но завсегдатаи обращаются к меню и отправляют официанта на кухню. Специалисты по рискам могут испытывать такое же беспокойство, когда исполнительная команда или правление обращается к их реестру рисков.
«Реестр рисков важен, но он одномерный. Он фиксирует видимые и часто обычные риски, но не отражает многих других способов, которыми специалисты по управлению рисками могут помочь организациям вовремя принимать правильные решения».
Пайот добавил: «В реестрах рисков также присутствует разрозненность рисков, что позволяют многим людям думать, что риск - это чья-то проблема. Это может сократить реакционный риск. Но сегодня мир нуждается в упреждающем управлении рисками, в котором есть чемпионы во всей компании и которое информирует заинтересованные стороны почти в реальном времени».
«Однако риск касается не только отдела рисков, так же как компьютерные системы компании существуют не только для ИТ-команды», - сказал он. «И то, и другое - средство для достижения цели - цель - дать людям возможность и помочь им управлять успешной компанией.
«Традиционная бизнес-культура отделила риск от остального бизнеса и создала для него бункер», - продолжил он. «Возможно, это было слишком технически или обременительно, чтобы беспокоить рядового сотрудника. Тем не менее, это изменилось на трех уровнях. Во-первых, сегодняшний мир движется слишком быстро, чтобы оставить риски в стороне. Во-вторых, такой темп означает, что сотрудники извлекут большую пользу из мышления и процессов, основанных на оценке риска. В-третьих, современные технологии делают управление рисками намного более доступным даже для неспециалистов.
«По крайней мере, организация должна распределять связанные с рисками обязанности и роли в рамках всей компании, опираясь на четко сформулированную структуру подотчетности».
Наконец, сказал Пайот, риск-менеджеры должны помнить, что эти призывы к действию не изолированы. «Все они представляют собой разные аспекты одного и того же центрального аргумента: управление рисками необходимо расширить, сделать доступным и дать всем стратегические возможности», - подчеркнул он.
«Центральное место в этой точке зрения занимает утверждение о том, что навыки специалистов по рискам используются крайне мало. К счастью, пандемия дала многим компаниям повод ожидать большего от своих сотрудников по рискам. В этом духе IRMSA призывает отрасль сосредоточиться на развитии большего числа профессионалов в области управления рисками, а также распространить компетенцию по управлению рисками на другие области. Например, многие ученые степени по-прежнему практически не уделяют внимания управлению рисками».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz