19
Вт, март

Космическим державам нужны правила для предотвращения столкновений спутников

sputnikiНа прошлой неделе Европейское космическое агентство предупредило корпорацию по исследованию космического пространства Элона Маска, что один из его спутников может столкнуться со спутником связи SpaceX.

Когда ЕКА впервые высказало подобные опасения в конце августа, вероятность катастрофы была 1 к 50 000. Тогда представитель SpaceX сказал, что не считает, что риск достаточно высок, чтобы оправдать какие-либо действия. Теперь шансы увеличились до 1 на 1000. И все же ЕКА не получила ответа.

В конце концов, космическое агентство в одностороннем порядке убрало свой спутник орбиты, когда он находился почти на половине орбиты от SpaceX. Чиновники компании позже объяснили, что они не ответили из-за «ошибки в нашей системе сообщений». Короче говоря, они пропустили сообщение.

В течение большей части шести десятилетий, с тех пор, как люди впервые запустили спутники в космос, риск таких столкновений, как правило, был низким. Сейчас такие риски быстро растут благодаря росту коммерческих космических компаний и желанию все большего и большего числа правительств использовать космос. Похоже, саморегулирования стран и компаний может оказаться недостаточным для управления этими рисками. Космическим державам срочно нужны протоколы для управления орбитой Земли в качестве общего ограниченного ресурса, которым она является.

С 1957 года люди вывели на орбиту как минимум 9000 спутников. Примерно 5000 все еще там; пара тысяч остаются функциональными. А спутники составляют лишь небольшую часть искусственных объектов, вращающихся вокруг Земли. ВВС США и другие организации отслеживают не менее 19 000 дополнительных единиц космического мусора, включая обломки от столкновений, противоспутниковых испытаний и запусков ракет. Кроме того, существуют миллионы кусочков металла, размером до миллиметра, которые могут нанести значительный ущерб спутникам при столкновении со скоростью, превышающей 28 000 км/час.

Еще в 1970-х годах ученые начали предупреждать, что распространение спутников увеличит шансы на орбитальные столкновения. В наши дни операторы спутников и других космических кораблей регулярно маневрируют вокруг других объектов на орбите. С 1999 года Международной космической станции пришлось менять курс более двух десятков раз, чтобы избежать космического мусора.

Материалы по теме: Илон Маск показал 60 готовых к запуску интернет-спутников SpaceX

Проблема будет быстро расширяться в ближайшие годы, когда SpaceX и другие компании запустят «мега-созвездия» из сотен и даже тысяч малых и средних спутников связи на околоземную орбиту. SpaceX планирует создать созвездие из 12 000 спутников, первые 60 из которых запущены в мае прошлого года. Среди них был тот, который обеспокоил ЕКА в части столкновения на прошлой неделе.

Компании и правительства не забывают об этой проблеме. Еще в 2011 году перестраховочный гигант Swiss Re AG признал мусор страховым риском для спутников. SpaceX предпринимает несколько шагов для решения этой проблемы, включая размещение своих мега-созвездий на малых высотах, чтобы мертвые спутники выпадали с орбиты и сгорали сами по себе. И США, и Европейский союз рассматривают вопрос о том, чтобы новые спутники могли делать то же самое автоматически в случае проблем. Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях выпустил добровольные руководящие принципы по уменьшению засорения.

Несмотря на это, только 30% операторов спутников придерживаются руководящих принципов, согласно которым они выводят спутники с орбиты через 25 лет  после их запуска. Между тем, целый ряд новых космических стран может или не может чувствовать себя обязанным соблюдать правила США или руководящие принципы ООН, написанные до того, как они начали свои полетыт. Хуже того, как показывает инцидент с SpaceX - ЕКА, нет ни одного международно признанного агентства по управлению воздушным движением или протоколов, регулирующих орбиту Земли. Мировому сообществу не хватает даже юридического определения «космического мусора», гораздо менее согласованных способов и средств для его устранения.

Достигнуть глобального консенсуса будет нелегко. Земная орбита имеет как гражданское, так и военное применение, и линии, которые их разделяют, часто неясны и спорны. Тем не менее, аналогичная проблема была решена в 1944 году, когда 52 страны создали Международную организацию гражданской авиации - орган ООН, устанавливающий глобальные нормы безопасности для гражданской авиации.

Глобальная конвенция по регулированию орбиты Земли может иметь аналогичные, стимулирующие промышленность преимущества, поскольку она устанавливает протоколы для спутниковых операторов для связи друг с другом, а также обязательные стандарты для создания, управления и уменьшения количества космического мусора. Новые космические державы, включая Индию и Японию, будут иметь сильный стимул присоединиться к такой организации, хотя бы лишь в качестве средства поощрения таких стран, как США и Россия, к наведению порядка в тех беспорядках, которые они уже создали. По мере того как небеса станут более тесными, лидерам на земле придется работать вместе, чтобы сохранить их в безопасности.

 

Подготовлено порталом Allinsurance.kz