27
Сб, апр

Почему «схлопывается» рынок общего страхования в Казахстане?

За 10 месяцев 2018 года количество игроков на рынке общего страхования сократилось до 20 компаний. Первая половина года была ознаменована двумя крупными слияниями банковских компаний, кроме этого, еще одна компаний будет рассматривать вопрос добровольной реорганизации или ликвидации. Уходят ли игроки добровольно или, возможно, под натиском регулятора?

Как подсчитал KERIMBAEV ONLINE, всего за 10 месяцев 2018 года Нацбанк наложил на страховщиков штрафы на сумму 159,2 млн. тенге, это на 23% больше, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Средний штраф по административным нарушениям страховщиков в 2017 году составил 533 тыс. тенге, а в 2018 году средний штраф увеличился до 2,2 млн. тенге. При этом количество санкций со стороны регулятора сократилось на 70%, с 244 ед. до 71. То есть можно сделать вывод, что регулятор стал действовать более методично.

Как считает KERIMBAEV ONLINE, такие суммы штрафов заставили страховщиков пересмотреть свои бизнес-процессы. Некоторые страховщики стали более тщательно отбирать страховых агентов. Если раньше основным фактором «принятия на работу» агента являлись заявленные объемы продаж, то сейчас страховщик оценивает потенциальную убыточность портфеля агента, его операционную и финансовую дисциплину. Традиционно «не страховой» класс страхования добровольного ГПО сократил свои объемы на 30%, а это более 11 млрд. тенге за 10 месяцев. Страховые брокеры не выдерживают новые требования к сделкам и привлекают особое внимание Нацбанка. Брокеры добровольно уходят с рынка. Если несколько лет назад приостановление лицензии по отдельным классам страхования выглядело, как «ЧП», то теперь – это стало стандартной практикой, и никто этому не удивляется.

Профессиональные участники, в целом, негативно воспринимают такую активность Нацбанка. Некоторые эксперты открыто выступают против такой политики. Однако, если проанализировать крупные события страхового рынка и то, как себя ведут участники рынка, действия регулятора вполне оправданы.

Национальный банк ужесточает требования к платежеспособности страховщиков, за счет данных мер происходит постепенное развитие страхового дела в Казахстане, считает KERIMBAEV ONLINE. Необходимо признать, что часть профессиональных участников рынка даже не пытается решить инфраструктурные проблемы, такие, как развитие каналов дистрибуции страховых услуг, оптимизация процессов страхового возмещения и улучшение клиентского сервиса, констатирует KERIMBAEV ONLINE. Такие вопросы, как обеспечение рынка квалифицированными кадрами также решает Нацбанк. Взять для примера магистратуру Нацбанка, которая готовит актуариев, риск-менеджеров и других специалистов финансового сектора. За столько лет существования рынка, страховщики не озаботились созданием «кузницы кадров» для рынка, но при этом каждая компаний имеет свой учебный центр (в основном для агентов) и службу найма персонала, которые с удовольствием «хантят» специалистов в других компаниях.

Премиальный портфель страхового рынка почти на одну треть состоит из обязательных классов, которые так и не стали драйвером развития добровольных классов. Как только убыточность по обязательному классу начинает «зашкаливать», страховщики, не долго думая, начинают сдавать лицензии. Примерами таких случаев являются классы обязательного страхования ГПО туроператоров и турагентов и страхование в растениеводстве.

Несмотря на умеренный рост сборов страховых премий, который наблюдался последние несколько лет, уровень проникновения страхования среди населения и малого бизнеса не растет.
Кто может ответить на вопрос «почему»?

 

Портал Allinsurance.kz предлагает высказать свое мнение и принять участие в опросе на главной странице справа