Появление в числе страховых агентов, реализующих полисы ОС ГПО ВТС, новых посредников в лице финансовых организаций - арендаторов ЦОНов, станций техобслуживания и «Казпочты» ставит страховые компании в дополнительную зависимость от агентских сетей. Страховщики всерьёз опасаются нарушения принципа конкуренции при выборе страховых агентов, которые могут быть допущены на новые торговые точки.
Возвращение «на круги своя»
В начале апреля 2016 года Закон Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года № 499-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам почты» разрешил продажу полисов ОС ГПО ВТС на станциях техосмотра и в ЦОНах. Но сделал это с одной оговоркой, что продажи производятся «организацией, осуществляющей финансовые услуги в указанных местах, представляющей агентские услуги
страховых компаний». Иными словами, продавать автополисы в ЦОНах и на станциях техобслуживания страховые компании смогут через посредника, работающего на этой территории. По факту таковыми могут выступать банки второго уровня и АО «Казпочта».
Разрешению предшествовал период специфических отношений по этому вопросу между страховым рынком и Министерством внутренних дел Республики Казахстан. До 2007 года страховые компании имели возможность арендовать
площадки в местах техосмотра, реализуя полисы в местах целевого пребывания своих потребителей. Однако вскоре МВД отказалось от сотрудничества, мотивируя решение излишними хлопотами: страховщики жаловались, что станции техосмотра накручивают дополнительную комиссию за право продавать полисы на их территории. Чуть позже решение МВД оформили законодательно.
Участники страхового рынка положительно отнеслись к новации: она позволит диверсифицировать каналы продаж. «Безусловно ЦОНы для страховщиков - привлекательный рынок, так как там ежедневно регистрируются десятки автомобилей, в том числе новых», - отмечает первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Омiр» Владимир Акентьев.
По статистике, за январь-март этого года в Казахстане зарегистрировано 161 674 легковых автомобиля, или на 8,4 % меньше аналогичного периода прошлого года(на 1 апреля 2016 года количество легковых автомобилей составило 5823,8 тыс. единиц). Также есть регионы, показавшие положительную динамику на фоне общего снижения по областям:
- Жамбылская (+34,8 %),
- Южно-Казахстанская (+31,2 %),
- Алматинская (+27,4 %),
- Мангистауская и Кызыл-Ор- динская (+16 %).
И, следовательно, у страховщиков есть перспектива расширяться в регионах, в которых к тому же убыточность по ОС ГПО ВТС отстаёт от столичных городов в силу меньшего количества ДТП и более низкой стоимости автомашин.
«Сложно сказать, воспользуются ли банковские страховые компании новыми возможностями. Пока объём этого рынка просчитать сложно,он только обозначился: потребителями выступают лица, оформляющие автомобиль в результате купли-продажи. В среднем по республике ежегодно переоформляется почти 300 тыс. автомобилей. Если ЦОНы убедят потребителей, не «привязанных» к конкретным страховым компаниям, что покупать страховые полисы в ЦОНах удобно, объём договоров страхования, заключенных на территории ЦОНов и станций технического осмотра, увеличится за счёт клиентов, связанных со сделками оформления транспортного средства», - комментирует ситуацию представитель другой страховой компании.
Страховщики отмечают, что продажа полисов ОС ГПО ВТС в ЦОНах через новых посредников особых рисков рынку не несёт. «Сотрудничество с ними будет осуществляться на основании договора поручения, как и с другими агентами - юридическими лицами», - полагает Владимир Акентьев. Тем не менее эксперт не исключает, что поскольку договоры-поручения будут заключаться с юридическими лицами, то возможен небольшой рост административных расходов, но всё зависит «от стратегии компаний при работе с данными агентами».
Тем не менее законодательные изменения, увеличивающие число посредников в цепочке продаж автополисов, откорректируют страховые продажи. Главный вопрос, фигурирующий в повестке дня, - качество продаж полисов ОС ГПО ВТС, которое с добавлением новых посредников может претерпеть существенные изменения. Ведь все представители финансовых организаций в ЦОНах и на станциях технического осмотра должны будут пройти обучение и сертификацию, как это предусмотрено законом.
Прежде всего страховой рынок получит дополнительное звено финансовых посредников, что увеличит аквизицию. Это происходит в то время, когда страховой рынок всеми силами пытается уйти от агентской зависимости и повышенных расходов на содержание агентских сетей. Для решения этой проблемы разработана «Дорожная карта бизнеса-2020», где в части развития страхового рынка предполагается внедрение современных технологий в страховании. В частности дать возможность страховым компаниям заключать договоры по ОС ГПО ВТС в электронном виде. По мнению страховщиков, электронный полис удешевит себестоимость продаж и поможет бороться с мошенничеством нечистых на руку агентов, продающих липовые полисы обязательного автострахования. Конечно, при условии, что для этого будет выстроена эффективная страховая инфраструктура, отслеживающая выпуск и подтверждение валидности полисов в бездокументарном виде, а также предприняты дополнительные меры безопасности хождения электронных полисов.
Кроме того, подключение к продажам полисов обязательного автострахования территорий ЦОНов, станций техобслуживания и «Казпочты» может принести страховому рынку неприятный сюрприз - появление агентов, которые со временем могут стать монополистами, что не добавляет страховым компаниям оптимизма. «На самом деле не понятно, на каких условиях и с кем будут заключаться договоры аренды в ЦОНах и на «Казпочте». Не исключено, что заключению договоров аренды будет предшествовать период «смотрин» и выбор одного или двух страховщиков, продукты которых и будут продавать посредники в новых точках», - делится опасениями представитель небольшой страховой компании. По его словам, навязывание посредника - всегда плохо, поэтому сложно сказать, будут ли ЦОНы территорией лояльных цен на услуги посредников.
«Опыт работы с арендаторами показывает, что бывали частые случаи, когда арендаторы «доили» страховщиков: хочешь присутствовать - плати, причём много. Не исключено, что будущие арендаторы также определятся, кто же заплатит больше, и сделают такую компанию ключевым партнёром: разрешать продавать его полисы, создав монополию одной страховой компании», - сказали ещё в одной страховой компании.
Дорого не значит лучше
Вместе с тем проблема «дорогих» агентов и качества продаж ОС ГПО ВТС как никогда актуальна для страхового рынка, так как несёт в себе системные риски. Увеличение расходов на агентов снижает платёжеспособность компаний в рамках данного класса. Особенно на фоне снижения динамики страховых премий по ОС ГПО ВТС и роста выплат из-за девальвации национальной валюты.
Согласно статистике Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ), средний размер страховой премии по ОС ГПО ВТС упал с 8 622 тг в 2005 году до 6014 тенге в 2015 году. Тогда как средний размер выплат увеличился со 129 842 тенге до 312 950 тенге за аналогичный период.
Сбор премий по ОС ГПО ВТС за первые три месяца 2016 года вырос на 15,2 % (до 11 млрд тенге), тогда как динамика за аналогичный период прошлого года была более впечатляющей: 31,4 % (до 9,5 млрд тг), особенно на фоне шоководевальвационного 2014 года - рост 5,7 % (до 7,2 млрд тенге).
По причине роста убыточности по ОС ГПО ВТС вполне закономерны вопросы укрепления финансовой стабильности страхового рынка и устойчивости страховых компаний. Один из вариантов - увеличение отчисления в ФГСВ со стороны страховых компаний, имеющих лицензию на обязательное страхование ОС ГПО ВТС. ФГСВ уже внедрил новую систему оценки рисков страховых компаний на основании таких параметров, как: уровень концентрации гарантируемого класса в общем портфеле страховщика, доля страховщика в рыночном портфеле по гарантируемому классу страхования, оценка уровня коэффициентов убыточности и коэффициентов расходов. Дифференцированный подход к расчёту ставок взносов позволит наказывать «рисковых» и относительно «ненадёжных» страховщиков путём увеличения им ставок взносов и поощрять относительно «надёжных» и «нерисковых» страховщиков путём снижения ставок.
Однако новая методика оценки рисков никак не затрагивала агентские комиссии. Хотя этот показатель также заслуживает пристального внимания. «Выход банков и «Казпочты» на рынок страхового посредничества от имени юридических лиц нейтрален для рынка, - подчеркивает председатель правления Фонда гарантирования страховых выплат Диляра Каракулова. - Другое дело, что на сегодняшний день, по информации страховщиков, агентские комиссии в некоторых регионах превышают законом ограниченный уровень в размере 10 % для физических лиц и 15 % для юридических лиц.
Излишки расходов страховщики переводят в другие статьи. Это искажает отчётность страховых организаций и не делает процесс выплат агентских вознаграждений по обязательным классам прозрачным».
По мнению эксперта, чтобы избежать проблем, нужен новый механизм, который давал бы компаниям конкурентные преимущества в работе с агентскими сетями, а рынку в целом и регулятору позволял бы адекватно и прозрачно оценивать расходы. По мнению г-жи Каракуловой, возможно рассмотрение варианта с отменой существующих агентских ограничений и установления повышающего коэффициента взносов в ФГСВ, который обязывал бы компании, выплачивающие своим агентам высокую комиссию, увеличивать отчисления в ФГСВ. Статистика показывает, что убыточность по ОС ГПО ВТС по республике приближается к 60 % - с ежегодным ростом на 10 %. Если агентская комиссия превышает 30 - 40 %, страховщик подвергается серьёзному риску неплатёжеспособности в рамках класса ОС ГПО ВТС.
Сейчас рынок не владеет информацией, сколько же средств идёт на оплату агентской комиссии. Внедрение нового механизма оценки рисков позволит эти расходы отследить. А также «рублём» наказывать компании, которые фактически за счёт высоких агентских комиссий пытаются увеличить долю рынка и тем самым подвергают риску систему гарантирования. Поскольку риски страховщиков Фонд косвенно принимает на себя в качестве гарантирующей организации по обязательным классам страхования, в том числе по ОС ГПО ВТС, то Фонд заинтересован в уточнении рисков страховщиков и это предложение уже обсуждается с рынком.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»