18
Пн, нояб

Суета вокруг дизайна

В США страховщики и игроки автомобильного рынка постгарантийного обслуживания объединились против производителей оригинальных автозапчастей и пытаются на законодательном уровне сократить срок действия патента на дизайн оригинальных автомобильных деталей. Снижение срока действия патента сделает автострахование в США более доступным, считают представители страховых компаний.

 

Конфликт интересов

Интересы производителей оригинальных автозапчастей и представителей афтемаркета (то есть рынка постгарантийного обслуживания, который включает в себя производителей запчастей и независимые станции техобслуживания) неизбежно пересекаются. И это неудивительно: большинство автолюбителей считают, что между оригинальными запчастями и деталями сторонних производителей нет существенной разницы в вопросах качества и дизайна – хотя бы потому, что фактически эти же детали и использовались при сборке авто. Разница лишь в цене, причем существенная.

По различным оценкам, детали, выпущенные сторонними производителями автозапчастей, обходятся в среднем на 26-50% дешевле оригинальных. В общей сложности американцы экономят в год на таких запчастях от $ 1,5 до 2,4 млрд. Причем больше 95% страховщиков не скрывают того, что при починке автомобиля по страховому случаю прибегают к использованию неоригинальных деталей, – на долю последних сегодня приходится около 28% американского рынка. Такой свой выбор страховщики обосновывают тем, что конкуренция является лучшей формой защиты потребителя от необоснованно высоких цен, а на рынке автозапчастей конкурентная среда поддерживается именно за счет игроков афтемаркета.

Некоторые участники автомобильного рынка даже утверждают, что запчасти, произведенные сторонними компаниями, в ряде случаев превосходят оригинальную продукцию, а гарантия на такие детали, как правило, предоставляется на более длительный срок. Ко всему прочему, запчасти от сторонних производителей оказываются более доступными для приобретения, нежели оригинальные детали, на подбор которых автолюбителям обычно приходится тратить достаточно много времени.

Тем не менее сегодня многие штаты запрещают скрывать факты использования при ремонте неоригинальных деталей: 39 штатов требуют, чтобы в предварительные сметы по ремонту авто вносилась информация о возможном использовании неоригинальных запчастей, в 13 штатах на установку узлов от сторонних производителей требуется предварительное согласие клиента.

Нескромное предложение

Существующее положение дел не устраивает игроков американского афтемаркета, и чтобы изменить баланс сил на рынке, представители индустрии предложили принять новый закон, который бы ограничил «монополию» производителей, выпускающих оригинальные запчасти.

Законодательная инициатива, получившая название Promoting Automotive Repair, Trade, and Sales (Стимулирование авторемонта, торговли и продаж), или сокращенно PARTS (запчасти), предлагает снизить стоимость ремонта путем ограничения действия патентов на дизайн автокомпонентов с сегодняшних 14 лет до 30 месяцев.

Данные организации Quality Parts Coalition (Коалиция за качественные запчасти), отстаивающей интересы потребителей, говорят о том, что в настоящий момент в США благодаря независимым производителям американцы могут экономить на ремонте до 50% средств. Но в последнее время изготовители оригинальных деталей сменили тактику. Если раньше они патентовали внешний вид автомобиля целиком, то теперь патентуют дизайн отдельных его частей, таких как бампер, капот, зеркало и т.д. Этот маневр позволяет им выстраивать искусственный барьер для развития продаж сторонних производителей и выдавливать их с рынка. Как отмечают представители коалиции, если так будет продолжаться, потребителям придется суммарно раскошеливаться на дополнительные $1,5 млрд за ремонт ежегодно.

В то же время с принятием предлагаемого законопроекта стоимость сервисных услуг может существенно снизиться. К примеру, если владелец относительно нового автомобиля обращается к ремонтникам с просьбой заменить поврежденную фару, он может столкнуться с тем, что новую деталь придется заказывать либо у производителя оригинального оборудования, либо у компании, платящей отчисления фирме-оригинальному производителю. Однако, как настаивают страховщики, ремонт автовладельцу обошелся бы гораздо дешевле, не будь дизайн фары защищен патентом, так как в этом случае деталь можно было бы приобрести у сторонней компании по более выгодной цене.

Помимо сокращения срока действия патента на дизайн автозапчастей законодатели предложили наделить независимых производителей автозапчастей правом изготавливать, тестировать, продвигать, а также заниматься дистрибуцией охраняемой патентом запчасти спустя 2,5 года действия патента. По их утверждению, такое положение дел привело бы к созданию новых рабочих мест, усилению конкуренции на рынке и общему снижению цен на автомобильные запчасти.

Страховщики поддержали

Немалую роль в лоббировании законопроекта сыграли и представители американского страхового рынка. Инициатива была поддержана Американской ассоциацией страховщиков (в нее входит почти 300 компаний), работающей с рисками, связанными с ущербом собственности. Так, в одном из своих выступлений, вице-президент Американской ассоциации страховщиков Мелиса Шелк заявила, что американские потребители заслуживают доступ к высококачественной запчастям, которые выпускают сторонние производители.

Как и другие сторонники принятия закона, страховщики говорят, что в случае восстановления автомобиля после аварии незащищенные патентом детали, включая бамперы, крылья и пр., обойдутся владельцам транспортных средств на 26-50% дешевле по сравнению с их оригинальными аналогами, и если подобные детали будут в продаже, то автолюбитель сможет экономить на страховке. Из-за того, что патенты действуют так долго, ежегодно при восстановлении автомобилей после аварии их владельцам приходится переплачивать порядка $1,5 млрд, утверждает Мелиса Шелк, по словам которой из-за необоснованной дороговизны деталей страховщикам бывает выгоднее признать автомобиль не подлежащим ремонту, в результате чего вместо ремонта американцу приходится покупать новый автомобиль.

Несмотря на все усилия, продвигаемый документ в августе прошлого года был рассмотрен лишь на слушаниях в подкомитете палаты представителей Конгресса США по интеллектуальной собственности, конкуренции и Интернету. Вынести на рассмотрение нижней палатой проект не удалось, хотя участники рынка не оставляют попыток привлечь внимание к проблеме законодателей. На сайте «Коалиции за качественные запчасти» размещен призыв проголосовать за повторное внесение документа на суд парламентариев.

Павел Бородин, заместитель руководителя Департамента автострахования компании РОСГОССТРАХ, отмечает, что воздействие автостраховщиков на производителей автомобилей – многолетняя практика как в США, так и Европе.


Российская практика:

 Алексей Блинов, Начальник управления урегулирования убытков по авто «Либерти Страхование»:

«В России дилерские автомобильные центры работают по дилерскому соглашению, которое запрещает приобретение автомобильных запчастей у не-импортера той или иной марки. При установке неоригинальных деталей на ремонтируемый автомобиль дилерскому центру грозит огромный штраф, при повторяющихся ситуациях – расторжение дилерского соглашения. Так, оригинальная деталь имеет маркировку завода-изготовителя, каталожный номер и дату изготовления, а качество самой детали гарантирует изготовитель. Исходя из сегодняшней ситуации на российском автомобильном рынке, за качество неоригинальных деталей поручиться никто не может, к тому же они не имеют гарантии, да и на самом деле неоригинальные кузовные элементы и другие автодетали кардинально отличаются по качеству, технологичности, изготовлению от заводских».


Павел Бородин, заместитель руководителя Департамента автострахования компании «РОСГОССТРАХ»:

«В России сегодня законодательство не требует, чтобы автомобили по страховке ремонтировались строго при использовании запчастей от фирменных производителей, но сами автодилеры одним из условий сохранения гарантийных обязательств заводаизготовителя выдвигают требование, чтобы любые ремонтные работы проводились в дилерской сети.

Прессинг на автолюбителя в итоге оказывает определенное воздействие и на требования клиента к страховщику. Тем не меее вопрос ценообразования запчастей всегда был и остается предметом острых дискуссий при заключении договоров о сотрудничестве между страховщиком и дилером или представительством завода-изготовителя. Стоимость запасных частей составляет порядка 60% от совокупной стоимости ремонта при страховом случае, поэтому данная величина играет наиболее существенную роль при оценке результатов страховой деятельности. 

В договорах КАСКО, как правило, не прописывается условие проведения восстановительного ремонта в дилерских центрах, но это является сложившейся рыночной практикой. Однако есть также тенденция по замене фар/фонарей/остекления салона в специализированных центрах, использующих запасные части без «клейма» (логотипа) завода-изготовителя марки автомобиля. (Известно, что на рынке производителей ветровых стекол легковых автомобилей прочно «прописались» китайские производители с разным уровнем качества изготовления автостекла и соответствующими ценами.) Так вот, практика показывает, что организация замены лобовых стекол в специализированных, но не дилерских центрах позволяет снизить затраты по замене стекол на 20-30%.

Это оказывает существенное влияние на результаты страховой деятельности особенно в тех регионах, где качество дорожного полотна оставляет желать лучшего, и клиенты часто обращаются за страховым возмещением по причине повреждения лобовых стекол.

Действительно, страховщику приходится активно работать с возражениями клиентов, направляя автомобили в ремонт не в дилерские центры, но в выигрыше остаются обе стороны: клиент быстрее устраняет ущерб, страховщик несет меньшие затраты и имеет возможность снижать тарифы. Так, при 60%-ной доле стоимости запасных частей в кузовном ремонте, в «РОСГОССТРАХ» для каждой марки/модели легковых автомобилей составлен перечень запасных частей, используемых при кузовном ремонте в 80% страховых случаев. Математика проста: при снижении стоимости запасных частей на 5% средний убыток снижается на 3%.

Поэтому, корректно выстраивая бизнес-процессы с автодилерами и поставщиками оригинальных и неоригинальных запасных частей, страховщик может оптимизировать свои затраты».


«В свое время страховщики добились того, чтобы конструкция автомобилей позволяла осуществить простейшую операцию, например по замене фары, за 10-15 минут. А были в истории модели авто, у которых эта процедура сопровождалась буквально разборкой передней части. Немалую роль сыграли страховщики и в ценообразовании запчастей: так, стоимость запчастей для узлов задней части автомобиля ниже, чем тех, что монтируются спереди. Принцип понятен: повреждения сзади в большинстве случаев оплатит страховщик ответственности виновного в ДТП, а спереди – извини, сам виноват – сам и раскошеливайся, если не застрахован по КАСКО», – говорит эксперт.

Сегодня же в Штатах не остаются в долгу у афтемаркета и страховщиков и сами производители фирменных автозапчастей. Со своей стороны, они также пытаются «протащить» удобные законопроекты хотя бы на уровне штатов. В феврале в сенат штата Оклахома поступил проект закона, усложняющий жизнь страховым компаниям. В частности, документ предусматривал обязать страховщиков письменно указывать факт использования неоригинальных деталей при ремонте выхлопной системы, систем безопасности или элементов кузова. При этом соответствующее разрешение должно было быть получено и от клиента компании. Однако до рассмотрения дело не дошло, так как представители авторемонтной отрасли своевременно организовали кампанию с целью уверить избирателей в том, что нововведение приведет к росту стоимости страховки и услуг станций технического обслуживания; законопроект не был даже рассмотрен.

Андрей Филатов, редактор журнала «АБС-авто»