20
Ср, нояб

В поисках финансовых ресурсов для защиты от последствий природных катастроф

Обязательное страхование или налог?

Возросшее число катаклизмов со значительными суммами ущерба заставляет задуматься о необходимости финансовой защиты от последствий катастрофических событий посредством страхования.

Доля рынка добровольного страхования от риска катастроф в Казахстане ещё слишком мала, чтобы смягчить отрицательное финансовое воздействие будущих бедствий, вызываемых природными угрозами. По оценке специалистов Всемирного Банка около 2 % жилья в городах страны имеют страховую защиту, и это довольно приблизительные данные, поскольку официальная статистика в отношении количества договоров страхования по этому классу страхования отсутствует.

Низкий уровень проникновения добровольного катастрофического страхования зачастую объясняется отсутствием культуры страхования, а также недоверием населения к страховым компаниям. Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан считает, что неразвитый менеджмент управления рисками у страховых компаний негативно скажется на способности компаний выплачивать страховое возмещение в полном объёме, поскольку в случае крупных катастрофических событий ожидаемое возмещение ущерба составит значительно больше стоимости страхового фонда. Многие страны, которые подвержены природным катастрофам, внедряют обязательное страхование от катастрофических рисков. Мировой опыт показывает, что для внедрения и развития эффективной системы страхования от природных катастроф необходимо создание фонда либо пула для аккумулирования денежных средств, который послужит подушкой безопасности, поскольку отдельно ни одна страховая компания не в состоянии осуществить крупные компенсационные выплаты в случае чрезвычайной ситуации.

С учётом мирового опыта по поручению Главы государства в настоящее время в Казахстане ведётся разработка системы социального страхования от природных катаклизмов. Разработчиком является Министерство экономики и бюджетного планированияв сотрудничестве с Национальным Банком, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Ассоциацией страховщиков и другими заинтересованными организациями. Интересны позиции сторон, потому что все понимают и с этим согласны, что только в обязательной форме возможно формирование эффективной системы страхования индивидуального жилья, но понимание, как организовать процесс и главное - в какой формебудет организован фонд, участники процесса понимают по-разному.

 

Позиция Национального Банка

Национальным Банкомпредложена трёхуровневая система защиты от катастрофических рисков:

- первый уровень: резерв правительства и местных исполнительных органов - для восстановления социальных объектов и объектов государственного значения;

- второй уровень: государственный фонд катастрофических рисков - государственное некоммерческое страхование для физических лиц;

- третий уровень: добровольное страхование от стихийных бедствий и природных катастроф - коммерческое страхование.

Национальный Банк считает, что помимо обязательных отчислений физических лиц деятельность государственного фонда должна поддерживаться за счёт средств резерва Правительства. В частности, данный источник необходим для формирования уставного капитала и последующего пополнения капитала государственного фонда катастрофических рисков, а также субсидирования части расходов населения, связанных с заключением договоров страхования, в том числе социально уязвимых слоёв населения.

Немаловажным также считает он решение вопроса перестрахования части страховых рисков, поскольку потенциальные убытки в результате стихийных бедствий и природных катаклизмов могут значительно превысить ёмкость создаваемого государственного фонда катастрофических рисков, что в результате может существенно увеличить нагрузку на государственный бюджет. И что именно на начальном этапе формирования фонда требуется участие международных перестраховщиков в покрытии части страховых рисков.

Для обеспечения качества перестраховочной защиты требуется утверждение требований к порядку и условиям перестрахования рисков: минимальный кредитный рейтинг перестраховщика и страны его регистрации, размер собственного удержания страховых рисков по страховому портфелю, требования к перестраховочным программам.

Исходя из международной практики перестрахования катастрофических рисков и действующих пруденциальных нормативов для страховых организаций, Национальный Банк предлагает установить следующие критерии перестрахования:

- минимальный рейтинг перестраховщика. Страховые риски должны быть перестрахованы в перестраховочных организациях, имеющих высокие параметры финансовой надёжности с минимальным рейтингом «А» по международной шкале "Standard & Poor's"

- суверенный рейтинг страны регистрации перестраховщика. Перестраховочная организация должна быть зарегистрирована в стране, суверенный рейтинг которой не ниже суверенного рейтинга Республики Казахстан, присвоенного международными рейтинговыми агентствами "Standard & Poor's", "Moody's", "Fitch", "AM Best";

- форма перестрахования. Перестрахование рисков должно осуществляться в форме непропорционального страхования эксцедента убытка. Данный вид перестрахования применяется для защиты страхового портфеля от крупных непредвиденных убытков. По условиям договора перестрахования эксцедента убытка перестраховщик принимает обязательство покрытия той части убытка, которая выше установленной суммы собственного удержания цедента, но ниже суммы, составляющей верхнюю границу ответственности перестраховщика. Обслуживание таких договоров является технически несложным и прибыльным для цедента.

Касательно участия коммерческих страховых организаций в покрытии убытков регулятор считает, что предложенный механизм защиты населения от катастрофических событий имеет социальную направленность и должен осуществляться на некоммерческой основе. По его мнению, одним из основных задач создания государственного фонда является обеспечение минимально необходимых жилищных условий населению в случае повреждения или утраты жилья. Поскольку предполагается, что обязательным страхованием будет охвачено всё население, в том числе социально уязвимые слои, которые будут субсидироваться государством, то схема страхования изначально убыточна и должна быть в управлении государства.

Роль коммерческих страховых организаций может заключаться лишь в предоставлении посреднических услуг и участии в урегулировании убытков. Убытки, превышающие гарантированный государством размер страховых выплат, могут быть застрахованы гражданами на добровольной основе в качестве дополнительной защиты от катастрофических рисков.

 

Позиция Министерства экономики и бюджетного планирования

Своё видение организации обязательного катастрофического страхования Министерствоизложило в проекте Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании недвижимого имущества граждан», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования недвижимого имущества граждан как одной из форм социальной защиты граждан, осуществляемой государством.

Для расчёта годовой страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора обязательного страхования недвижимого имущества граждан, используется базовая страховая премия, к которой в зависимости от места регистрации недвижимого имущества, типа строения жилья, риска наступления страхового случая применяются коэффициенты, учитывающие региональное расположение и тип объекта страхования. Порядок исчисления стоимости (оценки) недвижимого имущества для целей обязательного страхования определяется Правительством Республики Казахстан.

                Казахстан в значительной степени подвержен риску наводнения.

В равнинной части отмечаются весенние паводки в результате дождей и резкого таяния снегов, в горных районах возникают сели.

За последние 5 лет только на восстановление от наводнений из резерва Правительства было выделено около 50 млрд тенге. К примеру, в результате размыва дамбы и прорыва Кызылагашского водохранилища было разрушено 467 жилых домов, их которых ни одно не было застраховано, в связи с чем из резерва Правительства на их восстановление было выделено около 600 млн тенге.

В целом анализ данных о бедствиях показывает, что страна подвержена частым наводнениям. В качестве примера можно привести наводнение, произошедшее в 1993 году в Эмбинском и Кызылкогинском районах, вследствие которого пострадало около 30 тысяч человек, а экономический ущерб составил 36,5 млн долл. США.

Предполагается внедрить смешанную систему страхования от катастрофических рисков для физических лиц, согласно которой для недвижимого имущества граждан из фонда катастрофических рисков будут производиться выплаты по двум вариантам:

1. Частичная компенсация стоимости восстановления жилья с учётом минимальных норм обеспечения жильём. При этом в расчёт на восстановление не берутся вспомогательные постройки и движимое имущество.

2. Компенсация стоимости жилья в пределах определённой налоговой стоимости жилья для выплат имущественного налога.

Оставшиеся возможные убытки граждан по недвижимому и движимому имуществу, по мнению Министерств, должны страховаться в страховых компаниях на добровольной основе.

Выплаты должны производиться только в случае, если событие классифицировано как катастрофическое. Обращение за назначением страховых выплат будет осуществляться путём подачи заявления в структурные подразделения уполномоченного органа по назначению страховых выплат по месту жительства заявителя, при этом предполагается установить перечень документов, после предъявления которых будет приниматься решение об отказе либо назначении страховой выплаты.

Основным оператором по организации обязательного катастрофического страхования предполагается Государственный фонд страхования катастрофических рисков, который создаётся как некоммерческая организация в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Активы Фонда формируются за счёт страховых премий, пени, полученной за просрочку уплаты социальных отчислений, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности Фонда и иных источников. В основные задачи фонда входит: консультативно-разъяснительная работа по вопросам обязательного страхования недвижимого имущества граждан; обеспечение своевременного перечисления средств для осуществления страховых выплат уполномоченным органом по назначению страховых выплат, размещение временно свободных средств Фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан, перестрахование части рисков, определяемой решением Правительства Республики Казахстан, через Национальный Банк Республики Казахстан в зарубежную перестраховочную организацию, имеющую рейтинг не ниже «А», присвоенного международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's".

Ни одним пунктом проекта Закона участие профессиональных участников страхового рынка в обязательном страховании недвижимого имущества граждан не обозначено.

 

Страховой рынок - предлагает

Обязательный пакет страховых услуг от чрезвычайных ситуаций должен охватывать не только природные, но и техногенные катастрофы, которые являются последствием природных катастроф.

Дополнительно необходимо разработать систему критериев соответствия катастрофическому событию. Система обязательного страхования должна быть построена таким образом, чтобы в полной мере защищать от последствий природных и техногенных катастроф интересы собственников имущества.

Страховой рынок предлагает двухуровневую систему социального страхования от катастрофических рисков.

Во-первых, ввести обязательное страхование объектов недвижимости: частной, коммерческой, муниципальной.

Во-вторых, учредить государственный фонд страхования катастрофических рисков (Фонд катастроф - ФК), под управлением Национального Банка на базе Министерства по чрезвычайным ситуациям, так как средства фонда будут использоваться лишь в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф для осуществления страховой выплаты.

В части обязательного страхования от катастрофических рисков Фонд должен быть состраховщиком по катастрофическим рискам, и его размер должен быть таковым, чтобы покрывать вероятные риски на 90 % от возможного ущерба. Инфраструктура и опыт страхового рынка могут стать необходимо базой как для проведения разъяснительной работы среди населения, так и для организации процесса страхования и страховых выплат.

Предложения страхового рынка:

Оценка стоимости (страховая сумма)равна действительной стоимости объекта плюс дополнительные затраты на разборку завала и восстановление самортизированных конструкций. (К примеру, действительная стоимость плюс 20 %). То есть учитывается восстановительная стоимость объекта недвижимости и таким будет лимит ответственности.

Расчет страховой премии. Определение страхового тарифа должно производиться по единой методике, к разработке которой должны быть привлечены: строители КазНИИСа, Министерство по чрезвычайным ситуациям и страховщики. (С учётом типа сооружения, сейсмостойкости от конструкции, качества материалов и т. д., сейсмичности района, качества грунтов, существующих и изменённых в процессе эксплуатации объекта, и т. д.). Оценка страхового тарифа производится в соответствии с имеющимися данными по природной опасности района, класса сооружения (саман, кирпич, панельное строение). На каждый объект составляется страховое дело с полной характеристикой объекта и восстановительной стоимостью объекта. Размер тарифа учитывает только катастрофические риски природного характера, при этом учитывается только вероятность наступления конкретного события.

Процесс страхования. Страховщики при взаимодействии с БТИ, согласно Государственному акту работают с владельцами недвижимости и страхуют их по утверждённой методике. Вся информация по объекту (описание объекта, стоимость, страховая сумма, тарифы, премия) передаётся в Министерство по чрезвычайным ситуациям. Страхование жизни осуществляется по классу от несчастного случая, формируется отдельный фонд внутри фонда для покрытия выплат по несчастному случаю.

Методика формирования страховых резервов. Разрабатывается Комитетом финансового надзора: 80 % - страховой резерв, который должен быть не только сформирован, но и размещён соответствующим образом, 20 % - ведение дела, описание объекта (создание паспорта объекта). Ответственность распределяется соответственно распределению резерва: в первые годы ответственность страховщика будет минимальна в зависимости от истории принятия риска по данному классу. Первый год рекомендуемое удержание страховщика - 10%, в остальные годы может происходить увеличение, но не более чем до 50 %.  

При страховых выплатах производится оценка ущерба страховщиком или Госкомиссией. Страховщик осуществляет выплату в части собственной ответственности и предъявляет счёт на компенсацию выплаты из Фонда катастроф.

                                   Землетрясения в Казахстане могут нанести

 

Серьёзный экономический урон Горные системы Тянь-Шаня и Алтая расположены в зоне высокой сейсмической опасности. В регионе проживает более 1/3 всего населения - 6 миллионов человек и расположены более 40 % всех промышленных объектов страны.

 

В прошлом Казахстан уже подвергался разрушительным землетрясениям, которые по расчётам экспертов происходят каждые 80-100 лет. Последний период высокой сейсмической активности пришёлся на 1885 - 1911 годы. В эти годы произошло несколько разрушительных землетрясений: верненское (1887 г.), чиликское (1989 г.) и кеминское (1911 г.). В результате этих землетрясений город Алматы был практически разрушен. С тех пор таких разрушений не было, но вероятность повторения очень велика.

 

В 2011 году в Алматы за короткий срок произошло около 10 землетрясений. По прогнозам Министерства по чрезвычайным ситуациям, в случае землетрясения магнитудой 9 баллов будет разрушено 40 % зданий и строений Алматы, пострадают более 600 тысяч человек.

 

По исследованиям Всемирного Банка и ООН экономический ущерб в результате катастрофического землетрясения с периодом повторяемости в 200 лет может значительно превысить 1,13 млрд долл., что нанесёт тяжелый удар государственной финансовой системе страны.

Вопросов больше, чем ответов

Изначально Министерство экономики и бюджетного планированияпри разработке проекта закона декларировало как основную задачу - повышение социальной активности граждан по защите своего имущества и снижение затрат государственных средств на ликвидацию последствий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Но впоследствии оно почему-то решило, что в Казахстане для техногенных рисков уже предусмотрено соответствующее обязательное страхование и сочло, что необходимо ввести обязательное страхование индивидуального жилья только от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Предложение, которое выдвинуто данным Министерством, фактически уравняло всех владельцев недвижимости (физических лиц) как по лимиту выплаты, так и по страховой премии, фактически превратив её в добавку к налогу на недвижимость. Это действительно самый простой по сбору премий, но не очень эффективный по возмещению ущерба вариант. Кроме того, в этом Законе не предусмотрена материальная компенсация погибшим и пострадавшим в результате страхового события. Такая частичная, уравненная выплата может привести к социальным недовольствам в обществе. Страховщики же предлагают страховую производить в том объёме выплату, которая по каждому конкретному объекту недвижимости позволит восстановить утраченную недвижимость.

Вариант третьего уровня защиты, который, как имеющий место факт, указывает Министерство, на самом деле более желаемое, чем действительное. Если населению государством будет предложен обязательный продукт, то из-за непонимания его особенностей население будет думать, что защита полная на все случаи жизни, а поэтому покупка добровольного катастрофического страхования в такой ситуации будет практически невозможна. Если вариант вместо добровольного страхования недвижимости, которое сейчас практически не работает, сделать его обязательным. Страховые компании, которые выступят основными подрядчиками всех работ (оценки, страхового паспорта объекта), установят лимит страховой суммы по восстановительной стоимости недвижимости и фактическая сумма, выплачиваемая страховщиком, будет уменьшена на величину обязательной выплаты государством, по второму уровню защиты (это своеобразная франшиза для страховой компании). При этом страховая премия будет значительно ниже, и это позволит страховщикам перестраховать свою долю ответственности значительно дешевле. Также остаётся механизм формирования Фонда катастроф за счёт части страховой премии, полученной страховщиком, и, естественно, получение страховщиком частичной компенсации произведенной страховой выплаты из Фонда Катастроф. Вполне разумно разделить этот Закон на две составляющие и провести его одним файлом.

Страховщики обозначили свою позицию, следующий шаг - за разработчиком Закона.

 

Источник - Журнал «Рынок страхования», Март 2013 г.