20
Ср, нояб

Казахстанцы лечатся чаще, но хуже

Последние тенденции в отечественной медицине позволяют утверждать – положение в одной из самых важных социальных сфер продолжает ухудшаться. Негатив особенно заметен на фоне роста востребованности врачебных услуг – наши граждане все чаще обращаются в медучреждения, но лечат их там все хуже.

Печальная ситуация в секторе здравоохранения затрагивает и уровень подготовки кадров, и торговлю лекарственными препаратами, и лечение в стационарах и поликлиниках, а также медицинское страхование. Отдельные позитивные примеры лишь подчеркивают общее состояние и подталкивают к выводам о необходимости срочных преобразований.

Рост обращаемости в государственные и частные медструктуры регистрируется всеми источниками данных, расходы населения и работодателей на лечение неуклонно возрастают. Между тем, Казахстан по-прежнему тратит на здравоохранение всего лишь несколько процентов от ВВП, что значительно ниже уровня развитых стран или европейских государств бывшего соцблока. Казахстанцы в многочисленных опросах прямо указывают на, мягко говоря, неудовлетворяющий их уровень оказания медпомощи. По сути, лечебные учреждения при высокой стоимости услуг совершенно не гарантируют ни качества, ни ответственности. Обращение к врачу или покупка медицинского полиса сегодня – один из видов лотереи, вот только ставка в этих "играх" слишком велика. Шанс встретить действительно добросовестную медицинскую компанию или попасть на прием к грамотному врачу крайне невелик.

Причины плачевного состояния сферы здравоохранения не меняются из года в год, несмотря на вложения государства и постоянные попытки реформирования. На одном из первых мест стоит низкий профессиональный уровень врачей, обусловленный как "разгромом" медицинской школы в РК, так и невысокой заработной платой в государственных лечебных учреждениях. Достаточно привести некоторые факты, чтобы выявить непрестижность врачебной службы. По официальной статистике, с 2005 года в РК стало на 5 тысяч медиков больше, однако отечественные профильные вузы выпускают в год около 3 тысяч дипломников. Не сложно подсчитать, что большинство выпускников предпочитает не работать по специальности, которую они изучали семь лет. От профессии отпугивают оклады, чей реальный рост происходит, в основном, в умах чиновников. В действительности порядка 60 000 действующих казахстанских врачей и 120 тысяч медработников "среднего звена" продолжают получать гроши. Отдельные представители отрасли, главы клиник, начальники отделений или специалисты дорогих частных компаний, в самом деле, могут получать продекларированные правительством 180-250 тысяч тенге в месяц. Подобное "везение" встречается крайне редко, в среднем же в государственных клиниках врачи зарабатывают около 90 тысяч, медперсонал – 70 тысяч тенге. Специфика врачебной деятельности – как и большинства бюджетных сфер – в строгой зависимости от категории работника и его стажа. Так, при максимальной нагрузке многие молодые врачи или медсестры не получают на руки больше 30-50 тысяч тенге, и этот фактор, без сомнения, отпугивает от исполнения клятвы Гиппократа.

Важно отметить и буквальное разрушение медицинской школы в Казахстане, нарушение преемственности опыта. Из-за массового отъезда специалистов за рубеж, за последние 20 лет во многих отраслях здравоохранения образовались огромные кадровые лакуны. Заполнить их можно лишь последовательной отправкой студентов в лучшие мировые медвузы, с последующим предоставлением льгот и преференций для работы на родине. Кроме того, некоторые сферы подготовки врачей в РК фактически уничтожаются, как это произошло с ликвидированными факультетами педиатрии. При постоянно растущей детской смертности, острой нехватки педиатров, подобное решение чревато грозными последствиями. Также, что неоднократно отмечали эксперты, общий уровень преподавания в медвузах значительно отстает от высших школ России и Китая, не говоря уж об Израиле или западных странах. Эти негативные слагаемые приводят к основному фактору деградации медицины РК – коррумпированности отрасли, нечестному, равнодушному, иногда напрямую преступному отношению врачей к пациентам. Средний казахстанец сегодня беззащитен перед медицинским произволом, он вынужден тратить огромное количество времени на поиски квалифицированного врача или годами копить на поездку за рубеж. В противном случае он рискует сыграть в "русскую рулетку", где ставками служат жизнь и смерть, сохраненное или утраченное здоровье. Не стоит забывать, что услуги врачей дорожают в ритме общего роста цен, при минимально серьезном заболевании плата за лечение может составить от 30 до 80% среднего дохода. Цены же на оперативное вмешательство неадекватно дороги и большинству населения не доступны.

В обществе давно царит стойкое недоверие к отечественным эскулапам, тем не менее, в последние несколько лет число обратившихся за медпомощью значительно увеличилось. Эксперты объясняют происходящее несколькими причинами. Во-первых, благосостояние граждан, по сравнению с 90-ми годами, все же несколько возросло, во-вторых, свою лепту вносит рост рождаемости, в-третьих, работодатели чаще заботятся о здоровье кадрового состава. Важнейший фактор – количественное увеличение компаний, занимающихся медицинским страхованием, а также рост потребностей казахстанцев в этом виде услуг. Однако именно в данном секторе медицины перечисленные выше системные недостатки обретают наибольшую остроту.

Рынок медицинского страхования нашей страны – один из самых сложных сегментов, как в общей экономической структуре, так и в ее страховой области. Параметры развития сегмента выявляют значительные противоречия и необходимость срочного реформирования. С одной стороны, официальная статистика регистрирует потенциальный рост отрасли, с другой – показывает убыточность данного бизнеса. Также одновременно существуют две тенденции востребованности: население крайне заинтересовано в упорядочении процесса оказания медуслуг, но в реальном выражении число застрахованных не превышает нескольких процентов.

Например, целый ряд источников статистики показывает рост объемов медицинского страхования фактически на треть. Так, по данным представителей самих страховщиков, если в 2011 году казахстанцы потратили на страхование на случай болезни более 12 миллиардов тенге, то по итогам 2012 года – более 15 миллиардов. Этот показатель свидетельствует об увеличении платежеспособности населения и его потребности заботиться о своем здоровье на самом высоком уровне. Кроме того, солидный прирост дает и расширение страхования родовспоможения и обслуживания детей – их рождается все больше, и все чаще родители могут позволить себе страховку. Также специалисты компаний частного сектора отметили увеличение объема премий по рынку, в 2012 году оно составило порядка 33%. Отметим, что в 2011 году по сравнению с 2010 рост премий был менее значительным и составлял лишь 18%.

Вместе с тем, по сведениям страховщиков, в сегмент медстраховок вовлечено всего 2% населения, а общие тенденции республиканского страхования указывают, скорее, на снижение показателей. В последние несколько лет убыточность страхового бизнеса растет практически по всем основным видам услуг, об этом заявляют как страховщики, так и госорганы. Если в 2010 году в целом по рынку убыточность составляла 17,7%, в 2011 году – 23,2%, то в 2012 году темпы падения увеличились почти до 30%. В "разделе" добровольного медицинского страхования (ДМС) убытки, по мнению аналитиков, связаны, прежде всего, с растущей стоимостью медуслуг и медикаментов. Также финансовые потери обусловлены тем, что наши граждане слишком часто болеют, то есть, обращаемость за выплатой страховки чрезмерно велика. Кроме того, специалисты отметили факт переизбытка медицинских назначений для клиентов, проявление недобросовестности. Именно поэтому – и для того, чтобы повысить общее качество обслуживания – наиболее ответственные и лидирующие в отрасли страховщики пошли по пути создания собственных медицинских учреждений. Есть проблемы и с наиболее развитым сектором медстрахования, обусловленным необходимостью работодателя следить за здоровьем в больших коллективах. Так, одним из стабильно убыточных является обязательное страхование НС работника. В этом сегменте за последний год убытки страховых компаний увеличилась в два раза, что, в свою очередь, связано с ростом профзаболеваний.

На сегодняшний день рынок медицинских страховок Казахстана включает около 20 фирм, лишь часть из которых являются профильными, а число ассистанс-компаний еще крайне невелико. Тем не менее, полагают эксперты, для 16 миллионного населения нашей страны рынок достаточно емкий и предоставляет потенциальным клиентам значительный выбор. Однако на вопрос, почему казахстанцы массово не страхуют свое здоровье, специалисты отвечают просто и однозначно – уровень доверия к страховкам еще крайне недостаточен. Среди дефектов системы регулярно отмечаются высокие цены на покупку полиса и ненадлежащее качество оказываемых по нему услуг. Важным критерием недоверия являются регулярные скандалы с участием медстраховых компаний, в ходе которых клиенты обвиняют фирму в непрофессионализме и зачастую прямом мошенничестве. Достаточно вспомнить "громкие истории" с участием таких достаточно крупных фирм, как "Интертич", "Архимедис Казахстан" или "Номад Иншуранс", против которых государственные органы и независимые эксперты выдвигали претензии в финансовой несостоятельности, а потребители – в халатном отношении. Именно поэтому среди нескольких сот тысяч застрахованных граждан преобладают работники нацкомпаний, компаний с иностранным участием и международных структур, а также члены их семей. Таким образом, к этому виду услуг обращаются в силу необходимости, либо из-за сложившихся корпоративных традиций. Основная масса отечественного бизнеса, бюджетных организаций и, тем более, самозанятых, не спешит обращаться к страховой медицине, предвидя для себя убытки и отсутствие необходимых гарантий.

В качестве примера рассмотрим последний скандал, замеченный республиканским еженедельником "Мегаполис". Происшествие с семьей казахстанцев, отдыхавшей в ОАЭ, высвечивает ряд острейших проблем страхового сектора – дороговизну услуг и необязательность исполнения договора со стороны страховщика, а также практическую невозможность быстро и эффективно привлечь мошенников к ответственности. Напомним, эта история началась с того, что страховой полис компании "Интертич" оказался совершенно бесполезным, когда в Абу-Даби потребовалась срочная медицинская помощь гражданину Казахстана – восьмилетнему мальчику Ратмиру С. Его родители приобрели стоящий солидных денег страховой полис, однако "Интертич" не только не оказал семейству никакой поддержки, но и отказался признать вину, компенсировать затраты на сорванный отпуск и самостоятельное лечение ребенка. В течение нескольких месяцев руководство "Интертич" якобы проводит "собственное расследование", фактически занимаясь попытками переложить ответственность на обманутую ими семью. "Наивные туристы, решившие доверить свое драгоценное здоровье "Интертич", как это сделали мы, свято надеются, что к ним обязательно придут на помощь, если вдруг что случится с ними, тем более далеко от дома. Даже в телефонном справочнике Алматы номер этой корпорации здравоохранения и медицинского страхования значится в числе приоритетных. Только какой от этого толк? Почему "Интертич" через многочисленные туристические компании предоставляет страховые полисы, которые оказываются совершенно бесполезными? Ответ на этот вопрос мы с мужем не можем получить от председателя правления АО "Интертич" с 8 января сего года. Скоро уж два месяца пройдет с тех пор, а нас все завтраками кормят", – так комментирует происходящее мать заболевшего Ратмира.

Отзывы таких же пострадавших свидетельствуют о том, что злоключения семьи Ратмира – случай отнюдь не единичный, и подобное происходит с клиентами многих медстраховых компаний. Имеются многочисленные факты жалоб на искусственно завышенную стоимость страховых полисов, а также включение в них лечения лишь самых простейших (и "дешевых") заболеваний. Клиенты того же "Интертич", "Архимедес Казахстан" и многих других компаний могут поведать о вопиющих случаях. Например, застрахованных пациентов-детей "Интертич" отправляет лечиться в обычные государственные клиники, тогда как полис предполагает куда более высокий уровень обслуживания. У этой компании, к слову, регистрируется значительная нехватка врачей, в силу чего "Интертич" попросту оставляет многих пациентов без помощи, либо присылает по вызову фельдшера.

Достаточно распространенным явлением становится сговор страховщика с администрацией предприятия, страхующего своих работников. Так, для рядовых служащих компания предусматривает лишь минимальный набор услуг, настаивает на осмотре и лечении только и исключительно в собственных кабинетах, отказывает в дорогостоящих процедурах. При этом администрация предприятия получает помощь категории "люкс", а также менеджеры застрахованных и представители страховщика вступают в отношения, интересные, скорее, финполу, а не Минздраву. Банальные откаты и коррумпированность свойственны рынку медстрахования в той же мере, что и сектору "обычной" медицины. Кроме того, клиенты отмечали и факты сговоров с фармацевтическими компаниями, в результате чего врачи страховой компании прописывают пациентам неадекватно дорогие и зачастую ненужные препараты.

Недостаток клиник и амбулаторий, грабительский подход к лечению – основные факторы "слагаемых неуспеха" медстраховых фирм. Согласно данным независимых исследований, в компании "Alliance Assistance Group" страховой взнос для физических лиц составляет от 55 тысяч тенге до 110 тысяч, в "Интертич" – от 55 тысяч тенге до 103 000, в "БТА Забота" – от 75 000 до 200 000, в "НСК" – от 54 тысяч тенге до 350 000. При этом программа страхования с наименьшим взносом не включает в себя амбулаторное лечение, расходы на лекарства и стоматологию, и еще многое другое. В некоторых страховых компаниях действует "дискриминация" по возрасту: клиентам "за 50" или людям, перенесшим тяжелые заболевания относительно доступного по цене страхового полиса попросту не получить. Всего перечисленного вполне достаточно для того, чтобы признать наличие в отрасли острейших кризисных моментов. Немногочисленные частные ассистанс-компании, проявляющие добросовестность и профессионализм, лишь подчеркивают тяжелое положение в целом.

Тем не менее, несмотря на все выявленные недостатки и достаточно серьезную проблематику, медстраховой рынок отнюдь не лежит на боку. К тому же, до сих пор не придумано иного инструмента снижения финансовых рисков при заболеваемости. У этого сегмента существуют отличные перспективы роста, прогнозируемые некоторыми аналитиками на уровне 10-15% в 2013-2015 годах. Также ассистанс-компании, положительно зарекомендовавшие себя, ищут и уже самостоятельно нашли оптимальные пути решения, магистральным направлением которых стало наращивание качества обслуживания, что закономерно приводит к увеличению доверия клиентов. Тем не менее, этот сектор страхования крайне нуждается во внимании к нему со стороны государства, налаживании республиканского диалога по наболевшим вопросам. Рано или поздно на данном рынке назреет необходимость скорейших перемен, поскольку нагрузка на государственные и частные медучреждения продолжает возрастать, гарантированный объем бесплатной медпомощи давно не является панацеей, а недовольство казахстанцев уровнем отечественной медицины увеличивается год от года.

Источник - spik.kz