Правительство Республики Корея объявило о масштабной реформе системы страхования по безработице, которая впервые с 1995 года предполагает коренное изменение критериев права на получение выплат. Вместо традиционного подхода, основанного на продолжительности рабочего времени, новым основным критерием станет уровень дохода работника.
Цель реформы — расширить охват системы социальной защиты, включая ранее исключенные категории граждан: фрилансеров, самозанятых и лиц с несколькими источниками заработка.
Изменение модели доступа: от часов к доходу
На сегодняшний день право на участие в системе страхования занятости в Южной Корее имеют только работники, занятые не менее чем на 15 часов в неделю (или 60 часов в месяц). Эта модель оставляет за рамками страховой защиты значительное число граждан, работающих по гибким графикам, включая работников платформенной экономики, временных сотрудников и сезонных рабочих.
Теперь же, согласно новым поправкам к Закону о страховании занятости и Закону о сборе взносов по страхованию от несчастных случаев, все работники, чей ежемесячный доход превышает установленный порог, смогут претендовать на страхование по безработице — независимо от отработанных часов.
Как отметило Министерство занятости и труда Кореи, ключевую роль сыграют налоговые данные, которые позволят выявлять лиц, соответствующих новым критериям, даже если их работодатели не подали нужную информацию. Разрабатываемая система отслеживания доходов в режиме реального времени, интегрированная с базой данных Национальной налоговой службы, будет автоматически определять подходящих кандидатов для регистрации.
Объединение доходов и перерасчет взносов
Особое внимание уделено также работникам с несколькими работодателями. В рамках реформы они смогут объединять доходы со всех источников, чтобы соответствовать минимальному требуемому уровню дохода для участия в программе.
Кроме того, меняется подход к расчету страховых взносов. Сейчас он базируется на среднем годовом доходе, подаваемом работодателем, что не всегда отражает реальное финансовое положение. Новая система будет использовать фактический доход, что, по словам министерства, обеспечит более справедливое и точное распределение страховых обязательств.
Ожидается, что поправки в законодательство будут вынесены на обсуждение и приняты до 18 августа 2025 года, после чего начнется поэтапная реализация реформы.
Потенциал и параллели для Казахстана
Для казахстанского страхового и социального сектора данная реформа может служить ценным примером адаптации социальной политики к новым реалиям занятости. Аналогично Южной Корее, в Казахстане также наблюдается рост количества самозанятых граждан и фрилансеров, многие из которых не охвачены системой обязательного социального страхования.
Сегодня в Казахстане действует система обязательного социального страхования (ОСС), управляемая Государственным фондом социального страхования. Однако право на получение социальных выплат (в том числе по утрате дохода в связи с потерей работы) ограничено официальным трудоустройством и уплатой соответствующих взносов. При этом работники на платформах, сезонные или самозанятые граждане, занятые в теневой экономике, остаются за рамками системы.
Если бы в Казахстане, по аналогии с Кореей, была внедрена система, ориентированная на реальный доход, это открыло бы доступ к социальной защите для значительной части населения. Особенно в условиях нестабильного рынка труда, где гибкость занятости становится нормой, такой подход позволил бы повысить финансовую устойчивость системы и обеспечить ее справедливость.
Реформа страхования занятости в Южной Корее отражает глобальные тренды в социальной политике, направленные на адаптацию систем защиты к меняющейся структуре занятости. Для Казахстана этот опыт может стать ориентиром в разработке более инклюзивных механизмов социального страхования, особенно в контексте цифровой экономики, роста числа самозанятых и нестандартных форм занятости.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz