Россияне стали активнее страховать гаджеты: продажи таких полисов, связанных с рисками для электронных девайсов, в 2023 году выросли на 20–30%. Об этом рассказали опрошенные «Известиями» продавцы электроники и страховщики. Цены на электронику увеличились, а купить нужную модель стало труднее, поэтому граждане всё чаще страхуются от всевозможных рисков поломки и кражи устройств, поясняют эксперты.
Также отчасти это связано с тем, что на рынке появилось много китайских гаджетов малоизвестных брендов, качество и надежность которых вызывает вопросы. Но эксперты говорят о возможных рисках таких страховок: по факту покупатель при поломке устройства может получить гораздо меньше денег, чем ожидал. Поэтому перед оформлением нужно внимательно читать документ, советуют специалисты.
Страховая кампания
Электроника в России подорожала, а доступный ассортимент продукции известных брендов уменьшился — опасаясь за свои дорогостоящие гаджеты, россияне начали их активно страховать. Об этом «Известиям» рассказали представители электронных ритейлеров и страховых компаний. Покупателей интересуют полисы, которые дополняют гарантию и защищают новые устройства от других рисков.
Количество оформленных заявок на страхование смартфонов в розничной сети МТС в 2023 году увеличилось на 22% по сравнению с 2022-м. Самый высокий прирост фиксировали в ценовом сегменте от 24 тыс. до 40 тыс. рублей, сообщил представитель оператора.
В «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что по итогам прошлого года продажи страховых продуктов в объединенном ритейлере увеличились более чем на четверть. Покупатели по-прежнему чаще всего хотят защитить от непредвиденных рисков смартфоны Apple и Samsung, при этом наиболее активный рост зафиксирован в полисах к набирающим популярность девайсам китайских брендов — Realme, Tecno, Infinix, OPPO, Huawei, отметил представитель компании.
Продажи страховых продуктов в магазинах электроники Inventive Retail Group (restore:, Samsung, Xiaomi) по сравнению с 2022 годом в деньгах выросли на 30%, отметила представитель розничной группы Людмила Семушина. По ее словам, чаще всего такие полисы оформляют на смартфоны.
По итогам в 2023 года можно отметить рост спроса на услугу страхования техники среди корпоративных клиентов, отметила руководитель управления развития сервисных услуг «Ситилинка» Екатерина Максимова. Юридические лица предпочитают расширять сроки гарантии на один-два года.
Риски для потребителей
О росте спроса на «полисы для телефонов» говорят и в страховых организациях. Это происходит из-за увеличения доли малоизвестных брендов и роста затрат на покупку гаджетов, отметил управляющий директор департамента массовых видов компании «Ренессанс страхование» Артем Искра.
— Наше недавнее исследование показало, что почти каждый второй (46%) опрошенный в 2023 году увеличил затраты на покупку техники и электроники, при этом 31% — на 10–20%. В этом году покупатели чаще всего страхуют ноутбуки и телевизоры (первое и второе места), хотя в 2022-м лидировали смартфоны (ноутбуки были на втором), — отметил он.
По его словам, самая популярная услуга по страхованию — продленная на два года гарантия. Эксперт связывает это с изменением товарной номенклатуры в сторону менее известных производителей, а также гаджетов, поступающих без гарантии производителя по параллельному импорту.
В BestDoctor на китайских производителей смартфонов пришлось 76% от общего количества приобретенных страховок. На втором месте — Samsung (15%), на третьем — Apple (9%), сообщили в компании.
Страховые продукты, связанные с рисками поломки, стали востребованнее, считает руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Алексей Фомичев. Основной частью устройства, подверженной повреждению, неизменно является его дисплей, а с момента появления устройств с двумя экранами риск возрастает вдвое, добавили в организации.
По мнению операционного директора «Совкомбанк Страхование» Владислава Синцова, потребители, приобретая дорогостоящую технику, используют страхование, которое с небольшими вложениями поможет восстановить утраченное.
Цена полиса привязана к стоимости устройства, она выросла на 20–30% в зависимости от бренда и модели, говорит директор департамент по работе с партнерами «Росгосстраха» Евгения Гунаева.
— Чаще всего из гаджетов страхуют смартфоны, основной риск — внешнее механическое повреждение, — утверждает она.
Причина роста спроса на страховые продукты для смартфонов и другой электроники понятны — покупатели стремятся оградить себя от рисков и вернуть хотя бы часть стоимости девайсов в случае их повреждения или порчи, отметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. При этом в прошлом году страховые компании активно продвигали такие продукты в розничных сетях — за их продажи ритейлеры получали ощутимые комиссии, добавил он.
Во многих случаях такая защита действительно эффективна, но есть и примеры, когда потребитель может получить в качестве компенсации столько же денег, сколько заплатил за полис, — подобного рода договоры надо читать внимательно, в целом же клиентам страховых компаний не помешает повысить уровень финансовой грамотности, добавил эксперт.
При страховании гаджетов следует внимательно читать условия договоров, в том числе и то, что написано мелким шрифтом, напомнил гендиректор TelecomDaily Денс Кусков. Компании могут учитывать всякого рода нюансы, например износ оборудования, а в итоге покупатель продукта может получить не те деньги, на которые рассчитывал, — например, не полную стоимость замены экрана, а ее половину или треть, резюмировал он.
Авторы: Валерий КОДАЧИГОВ, Мария КОЛОБОВА
Источник: Известия