В 2019 году российский страховой рынок показал стагнацию сборов, однако сегмент ДМС продемонстировал двузначные темпы прироста. В 2020 году карантин, переход на дистанционные сервисы и вероятная оптимизация соцпакетов сильно трансформируют сектор ДМС. Скорее всего, он не вырастет, но зато структура и уровень цифровизации могут качественно измениться.
В течение 2019 года темпы прироста страхового рынка были минимальными за последние десять лет. Сказалось сокращение сборов в сегменте инвестиционного страхования жизни. Вместе с этим наблюдалась переориентация спроса на продукты с меньшими инвестиционными рисками, например, на накопительное страхование жизни, а также продукты по защите здоровья – на добровольное медицинское страхование (ДМС).
По итогам 9 месяцев 2019 года прирост страховых премий по ДМС стал максимальным за последние 5 лет и составил 15,8% по отношению к аналогичному периоду 2018 года, всего было собрано 150,4 млрд рублей страховых премий. Положительная динамика сегмента обусловлена несколькими факторами. Во-первых, страховые компании сделали ДМС доступнее для физических лиц, предложив полисы с франшизой. В результате средняя страховая премия сократилась на 16,5% к третьему кварталу 2018 года – до 7,6 тыс. рублей, а доля физлиц в общем объеме собранных страховых премий в сегменте ДМС выросла на 3,9 п.п. – до 17,5%.
Во-вторых, широкое распространение получили продукты с сервисными составляющими, например, с телемедициной, которая продается вместе с медицинским страхованием. Также все больше страховых компаний стали предлагать клиентам специализированные программы, такие как страхование от онкологии и других критических заболеваний.
В 2019 году потребители стали активнее пользоваться сервисными составляющими страховых продуктов, например, телемедициной. Страховые компании начали работу над трансформацией медицинского страхования в целом, чтобы сделать продукты для потребителей более понятными, простыми, а главное доступными, в том числе дистанционно. Этому свидетельствует увеличение количества страховых выплат вдвое до 9,7 млн (прирост 109%) при сокращении средней страховой выплаты до 3,1 тыс. рублей (-40,7% за год). В связи с карантином и режимом самоизоляции медицинские виды страхования становятся удаленными, потребители круглосуточно могут получать консультации и рекомендации от врачей без очного посещения, любо получить «второе мнение» с помощью телемедицины.
Проходят времена, когда клиент получал услугу страховой компании только при наступлении негативного события. Сегодня страховщики предлагают продукты с дополнительной ценностью, развивают продукты по НСЖ, дополняя их различными сервисными составляющими, такими как ежегодные чек-апы или возможность диагностирования критических заболеваний, которые повышают ценность страховых услуг, а также лояльность клиентов к страховым компаниям.
В 2020 году развитие рынка страхования зависит от внешних факторов и экономической ситуации в России и в мире. Уже сейчас многие медицинские учреждения переводят на особый режим работы, компании приостанавливают работу и несут финансовые потери. Можно точно сказать, что в результате страховые сборы сократятся. Ожидается сокращение бюджетов на социальные программы юридических лиц, в том числе на ДМС – драйвер рынка прошлом году. Из-за снижения деловой активности наступит стагнация доходов населения, в том числе среднего класса, которое проявляет частный спрос на услуги ДМС. Продолжится снижение сборов в инвестиционном страховании жизни, в том числе из-за нестабильной ситуации на финансовых рынках.
В текущем году страховой рынок ожидает сокращение сборов или стагнация в ряде сегментов. Рост могут продемонстрировать некоторые личные виды страхования, а вот ДМС может показать ухудшение динамики. При этом спрос на медицинские услуги все-таки будет расти, а из-за карантина ожидается рост онлайн-сервисов. Телемедицина, недавно получившая «зеленый свет» от законодателей, благодаря принуждению к использованию дистанционных услуг, обречена на развитие.
Набирают силу и другие позитивные тенденции. На мой взгляд, медицинское страхование получит новый импульс, благодаря сервисным продуктам по защите здорового образ жизни и развитию экосистем. Именн этот сегмент – долгосрочный драйвер всего страхового рынка.
Автор: Александр ВАРЕНЦОВ, заместитель гендиректора СК «АрсеналЪ»
Источник: Национальный банковский журнал