После зимы на некоторых улицах до сих пор не восстановлен асфальт, кое-где поломаны крышки колодцев, а где-то им «приделали ноги».
В дождливую погоду, которая нынешним летом далеко не редкость, запросто можно попасть в такой провал. И в результате – печальная картина: автовладелец на обочине меняет колесо железному коню. Кто должен нести ответственность за поломку и компенсировать понесенный ущерб?
…попал в яму на дороге
Пробито колесо или сломана подвеска? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но в ПДД РК сказано четко: «Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб».
Поэтому порядок действий должен быть точно таким же, как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то согласно пункту 2.6.1 водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.
Далее нужно позвонить в полицию на пульт «102». Скорее всего, дорожные полицейские, узнав об отсутствии пострадавших, предложат приехать к ним в отделение для оформления документов. Вы можете воспользоваться этим предложением, но отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. В противном случае звоните в дежурную часть РУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру.
Очень хорошо, если есть свидетели – ими могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшего в яму транспортного средства. Если вы вызвали экипаж дежурной полицейской службы, то проследите за тем, чтобы в протокол попало максимальное количество сведений: в собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за качеством составления схемы, а также добивайтесь подробного описания повреждений. И не забудьте вместе с сотрудниками измерить яму (если решили не дожидаться экипажа, то зафиксируйте все самостоятельно).
…есть сомнения
В Республике Казахстан действует технический регламент «Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог», устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине – 60 сантиметров и глубине – 5 сантиметров.
«Убить» колесо или тем более элемент подвески в такой скромной ямке практически невозможно. Потому и нужно тщательно измерить выбоину, отразив параметры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм. И обязательно приложить фотографии. Важный момент – дорожный полицейский может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РК: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасному для других участников движения объезду препятствия».
Поэтому в объяснительной нужно писать, что препятствие появилось внезапно и вы не имели возможности избежать наезда. Или что яма была скрыта лужей. А если инспектор все же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно написать жалобу руководителю подразделения, указав все имеющиеся доказательства. Не лишней будет и запись с видеорегистратора. Делайте все, чтобы дорожная полиция признала вашу невиновность в дорожно-транспортном происшествии.
…хотите восстановить авто за счет страховки
Дальнейшие действия зависят от типа страховки и имеющихся повреждений. Если вы просто повредили машину и у вас имеется страховочный полис, так сказать, от всех бед, то достаточно получить справку о случившемся на месте или в районном управлении полиции и приехать на осмотр в страховую компанию. Там автомобиль осмотрят не только по фактически видимым «травмам» но и на предмет скрытых повреждений. Хуже, если полиса такого у вас нет. В этом случае придется проводить независимую техническую экспертизу, причем устранять поломки в транспортном средстве до осмотра крайне нежелательно.
…собираетесь предъявить претензии
За любой участок дороги ответственность несет конкретная организация. Для ее поиска нужно обратиться к инспектору по организации движения. А дальше начинается самое интересное – будьте готовы к постоянному «переводу стрелок» с одного юридического лица на другое.
Когда организация, эксплуатирующая данный участок дороги, будет установлена, лучше вызвать ее представителя на экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы или письма с обязательным уведомлением о вручении. Текст может быть произвольным. Например: «30 марта 2016 года в ООО «Дорожная организация» по адресу: г. Алматы, ул. Грушевая, 1, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на ул. Вишневой 12 марта 2016 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью».
С юридической точки зрения экспертиза в любом случае окажется легитимной, но неприбытие на нее уведомленных представителей эксплуатирующей организации в случае судебных тяжб может дать вам дополнительное преимущество.
Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Фиксируйте все это в письменном виде и составляйте досудебную претензию с помощью юриста. Если сумма ущерба невелика, есть вероятность решить все мирным путем. Однако не исключены и судебные разбирательства. В таком случае может быть назначена и судебная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы вы не можете отремонтировать автомобиль и ездить на нем.
Этот факт, а также отсутствие уверенности в выигрыше дела и приводит к тому, что подавляющее большинство водителей предпочитают устранить полученные повреждения за свой счет. Особенно если пострадало только колесо. Беготня по различным инстанциям требует много времени и нервов, да и денег придется потратить: экспертиза и услуги юриста за счет пострадавшего, и только потом эти затраты могут компенсировать. Именно этим и пользуются дорожные службы, халатно относящиеся к своим обязанностям. Чем больше будет водителей, обратившихся в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше.
…хотите улучшить ситуацию на дорогах
С вхождением в нашу жизнь интернета решение многих вопросов упростилось: не надо бегать по инстанциям, изводить бумагу для написания заявлений, неделями, а то и месяцами ожидать ответа от чиновников. Неравнодушные алматинцы для решения проблем на дорогах уже давно пользуются социальными сетями. В частности, в группу «Дежурный по городу» Facebook регулярно приходят подобные сигналы о неблагополучии: отсутствующие на проезжей части люки, провалы и трещины на асфальте, разрушенные бордюры, ямы, колдобины и прочие прелести на улицах мегаполиса. Обо всем этом горожане сообщают, прикрепляя фото- и видеоматериалы, отмечая места неблагополучия на карте города, чем существенно облегчают работу ремонтных служб. Участники группы – городские и районные власти, дорожно-эксплуатационная организация AlmatyZholdary отслеживают эти обращения и оперативно реагируют на возникающие проблемы. Обратная связь работает!
Так что не молчите – и будут вам ровные и безопасные дороги!
Советы бывалого. Как не попасть в яму
Следите за погодой. Больше всего ям появляется, когда стрелка термометра пляшет возле нулевой отметки (вода тает днем и замерзает ночью).
Снижайте скорость перед лужами. Это полезно со всех точек зрения: меньше риск аквапланирования, ниже вероятность попадания в яму, да и пешеходы будут благодарны.
Увеличивайте дистанцию. Больше расстояние до впереди идущей машины – больше места для маневра. Особенно в ночное время или дождливую погоду, когда видимость хуже.
Снижайте скорость, заметив признаки ремонта дороги. Обычно множество заплаток и наспех заделанных ям – верный признак того, что «у них тут гнездо». Вероятно, это участок с нестабильным грунтом или некачественно уложенным асфальтом. Поэтому новые колдобины могут появиться даже на недавно отремонтированном полотне.
Отпускайте педаль тормоза перед самой ямой. Так вы хоть и немного, но снизите нагрузку на подвеску.
Подготовили Василий ШУПЕЙКИН и Ирина ВАСИЛЬЕВА, Vecher.kz