13
Ср, нояб

Виталий Веревкин: До 20% страховых выплат - результат мошенничества

Как цифровизация процесса страхования и полный анализ страховых случаев могут помочь рынку избавиться от давления мошенников

До 20% страховых выплат по договорам ГПО страховые компании несут по причине заведомого мошенничества. Эту цифру изданию назвал Виталий Веревкин, председатель Ассоциации страховщиков Казахстана.

- Насколько серьезный ущерб страховым компаниям наносят подобные случаи?

- Ущерб ли это, если действия мошенников грамотно «упакованы»? Тогда это лишь страховой случай. Проблема в том, что когда страховщик считает тариф, он исходит из адекватной статистики и может не брать в расчет размеры мошенничества, поскольку они достоверно не известны. А когда случай происходит и он мошеннический, он находится, так скажем, за пределами статистики, по которой страховщик взял деньги. Соответственно, экономика страхования нарушена, нарушаются интересы акционеров, менеджмента. В итоге страховая компания, чтобы обеспечить финансовую устойчивость, на следующем клиенте должна брать больше денег. Можно сказать, что круг пострадавших растет.
- То есть страховые премии, которые клиенты платят компаниям, должны быть ниже?

- Могли бы стать несколько ниже, но насколько - сложно сказать. Опять же, мошенничество мошенничеству рознь. Есть щипачи, которые не делают больших убытков, но делают мелкие и достаточно часто. Это большая проблема, вроде там 50-60 тысяч на один страховой случай. А если компания выплачивает компания 100 убытков в месяц? Вот тебе и сумма, вот тебе и размеры.

- Кто занимается организацией подобных схем?

- Да любой гражданин может этим заняться, если задастся вопросом, как получить по страховому случаю немножко больше. Это же классика жанра. Но есть и организованные группы, которые серьезно работают. Они организуют крупные страховые случаи, которые документально оформляются настолько филигранно, что уличить их в мошенничестве практически невозможно. Это совсем другой уровень, несопоставимый с мошенничеством со страховкой ГПО владельца автомобиля. Их любимая тема - товары на складе, перевозка крупных партий груза. Но бывают и сопутствующие обстоятельства, к примеру, после пожаров на складах уцелевшие остатки товара растаскивают складские работники, потом эти потери списывают как уничтоженные в результате страхового случая.

- Мошенничество со страховкой - известный сюжет. Есть ли у нас следователи, способные к раскрытию таких преступлений?

- Конечно, есть, и очень серьезные. Но предавать огласке схемы мошенничества и способы их раскрытия никто не станет.

- Возможно, нужна отдельная статья в Уголовном кодексе, учитывающая мошенничество со страховкой?

- Наличие специальной статьи за страховое мошенничество, как это реализовано в России, конечно, необходимо, но этого мало. Под нее же надо будет делать доказательную базу, и вообще выстраивать систему противодействия страховому мошенничеству. В качестве противодействия очень эффективным было бы наладить тесное взаимодействие страховых компаний с Государственным кредитным бюро, где аккумулируется вся информация о страховом рынке, всех страховых случаях и участниках страховых случаев. В этой базе можно много интересного увидеть, в том числе и выявить взаимосвязи между совершенно разными страховыми случаями, и уже понимать случайные не случайности.

- Зачем хранить информацию о страховых случаях и как это поможет в борьбе с мошенниками?

- Чтобы понимать, какие случаи с каким имуществом были до того, как к тебе пришел этот человек, где он раньше возможно уже был участником какого-либо страхового случая. Не ходит ли он с одним автомобилем по страховым компаниям, где получает деньги по одним и тем же повреждениям. Дальше можно проводить анализ. Наверняка можно увидеть связи между какими-то людьми, которые попадают часто в аварии. Допустим, попал один человек в ДТП с тремя разными людьми. А каждый из них тоже раньше попадают каждый месяц в ДТП. И сразу можно вычислить, кто с кем общается, увидеть целое сообщество. Это все прослеживается, накопленный массив информации уже позволяет это делать. Вполне возможно, что есть люди, которые еженедельно получают выплаты в разных страховых компаниях. Но есть и такие, кто работают тоньше, меняют машины, но группу, сообщество на основе связей можно выявить. Мошеннические комбинации рано или поздно проявляются, всегда есть какой-то сценарий. Как только мошенники нащупывают безотказную схему, им остается просто менять местами людей и объекты, а все остальное как шаблон работает до определенного момента. А еще мы давно говорим, что надо хранить в базе фотографии поврежденных транспортных средств, это очень помогает в расследовании случаев страхового мошенничества. Необходимо исключить случаи, когда владелец битого автомобиля может получить несколько страховых выплат, даже не меняя характер повреждений.

- Не могу удержаться от предположения, что такой порядок вещей вовлекает в мошенничество и работников страховых компаний, к примеру, страховых комиссаров.

- Такие примеры в практике существуют и у нас, и за рубежом. И снова напоминают о необходимости выстраивания системы противодействия мошенничеству. Способов и положительных примеров таких очень много. Могу в пример привести одного страховщика, который принципиально изменил порядок определения величины страховой выплаты. Аварийные комиссары на местах в регионах производят только осмотр транспортных средств, все расчеты выполняются с использованием лицензионного программного обеспечения, в котором соблюдаются требования завода-изготовителя автомобиля. При этом расчетчик и клиент никак не контактируют. Это дало очень хороший экономический результат, потому что расчеты легко перепроверить и исключается сговор между участниками процесса.

 

Источник: газета Капитал.kz