23
Пн, дек

Алексей Акимов: в чём хранить сбережения

aleksei akimovЗаместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк» по розничному бизнесу Алексей Акимов рассказал Forbes.kz, как правильно инвестировать в будущее.

Как мы уже рассказывали, в 2018 году компания по страхованию жизни «НОМАД LIFE» совместно со Сбербанком выпустили уникальный для казахстанского рынка продукт накопительного страхования – «Золото Номадов». Он позволяет казахстанцам не только застраховать жизнь и здоровье своих близких и себя, но также сберечь и приумножить свои долларовые накопления по эффективной ставке до 3,26% годовых при инвестировании на срок от трёх до десяти лет. Что немаловажно, ставка эта является гарантированной и не зависит от колебаний цен на валюты, нефть и т.д. Таким образом, рынку был представлен уникальный продукт, который совмещает в себе преимущества полиса страхования жизни и инвестиционного инструмента.

Например, при страховании на срок от 3 до 10 лет на сумму $10 тыс. итоговая страховая сумма (страховая выплата) составит от $10 705 до $13 761. При этом страховая выплата осуществляется как в случае окончания срока страхования, так и досрочно, при наступлении страхового случая.

Партнёром компании «НОМАД LIFE» по этому продукту выступил Сбербанк в Казахстане. Заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк» по розничному бизнесу Алексей Акимов рассказал о партнёрстве двух крупных игроков финансового рынка страны и о преимуществах совместного продукта.

Алексей Владимирович, что Сбербанк в Казахстане привело к партнёрству с компанией «НОМАД LIFE» по продукту «Золото Номадов»?

- Здесь две основные причины. Во-первых, на мой взгляд, достойных предложений по размещению валюты в Казахстане почти нет. Процентные ставки по долларовым депозитам крайне низкие – всё потому, что банкам самим сложно заработать на долларовых пассивах. А «Золото Номадов» позволяет предоставить клиенту хорошую фиксированную процентную ставку на вложенные деньги. Во-вторых, сейчас на рынке сложился дефицит интересных продуктов, остались в основном вклады. Рынок ценных бумаг в Казахстане ещё недостаточно развит. В то же время в России, в Европе, да и во всем мире страховые продукты - достаточно большая ниша в сфере инвестирования, и она активно развивается. Поэтому продукт «Золото Номадов» покрывает сразу несколько незакрытых потребностей на финансовом рынке Казахстана. Продукт интересен и нам, поскольку позволяет сделать дополнительные предложения в продуктовой линейке нашим клиентам. И у него, уверен, большие перспективы.

Почему такой интересный продукт накопительного страхования появился на рынке только сейчас?

- Раньше законодательство не позволяло финансовым организациям двигаться в этом направлении, но в этом году были внесены соответствующие поправки и сняты ограничения. Поэтому, на мой взгляд, страховой рынок теперь будет активно двигаться в сторону накопительного страхования. Сейчас же страховые компании больше работают по ситуационным случаям: обязательное автострахование, страховка для поездки за рубеж, медстрахование. А вот предложений накопительного страхования не было.

Насколько важно вам было ориентироваться на репутацию партнера?

- Очень важно. В Сбербанке в Казахстане я работаю 2,5 года, а до этого работал со страховыми компаниями в России, где они представлены со всего мира. Сравнивая рынок двух стран, объективно видишь, что в Казахстане достаточно скудный страховой рынок. Хорошие компании здесь есть, но их мало - в основном они либо нишевые, либо работают при крупном банке. А с «НОМАД LIFE» мы работаем давно. Компания задействована в нашем кредитном процессе, поэтому нам не составило труда оценить, как работает «НОМАД LIFE», как делает выплаты, насколько качественно предоставляет свои услуги. Для нас это понятная компания. Поэтому было весьма логично запустить совместный продукт с надежным партнёром.

Кроме того, у этой компании хороший рейтинг (рейтинг финансовой стабильности на уровне В- по шкале международного рейтингового агентства A.M.Best) и она входит в список добросовестных поставщиков фонда «Самрук-Казына», что тоже важный показатель.

Важно понимать, что наши клиенты будут ассоциировать продукт «Золото Номадов» в первую очередь со Сбербанком. То есть перед нашими клиентами в первую очередь отвечать будем мы. Поэтому нам крайне важна репутация партнера.

В Сбербанке в России был опыт по запуску продуктов накопительного страхования. Он оказался положительным?

- Безусловно. Такие продукты были запущены около пяти лет назад по двум направлениям. Первое - накопительное страхование жизни, при котором, застраховав семью или себя, страхователь копит деньги и получает доход. Второе направление – инвестиционное, при котором уже смешивается страхование и получение рыночной доходности. Продукты эти как рублёвые, так и валютные. Они по-прежнему есть на рынке, пользуются спросом. И, по моему опыту, накопительное страхование в долларах более стабильное.

В Казахстане, несмотря на низкие ставки по долларовым депозитам и усилия дедолларизировать накопления, 44% вкладов все равно остаются долларовыми. Как вы считаете, часть казахстанцев, несмотря ни на что, останутся приверженцами доллара?

- Конечно. Да и у государства, я думаю, нет цели прийти к стопроцентной дедолларизации в стране. Но львиная доля сбережений в портфеле должна быть в национальной валюте - это тоже логично и понятно.

Поэтому «Золото Номадов» подходит для тех, кто предпочитает хранить сбережения в долларах, особенно сейчас, когда тенге слабеет. 

- Я бы сказал, что накопительное страхование отлично подходит тем, кто старается диверсифицировать свой портфель. Поэтому пока я бы отнёс этот продукт не к массовым, а для людей среднего достатка и для VIP-клиентов. Считаю, чтобы начать страховать жизнь свою и своей семьи, надо достичь определённого уровня развития, дорасти внутренне и финансово.

Впрочем, есть предпосылки, чтобы продукт стал массовым. Во-первых, минимальный взнос для открытия полиса накопительного страхования - $1 тыс. Во-вторых, с конца этого года и начала следующего будут закрываться последние трёхлетние долларовые вклады, открытые по ставке 3% годовых. Сейчас ставки по долларовым депозитам в банках не превышают 1%, и люди будут искать альтернативу. Потому, я уверен, клиентская база начнет перетекать в продукт «Золото Номадов».

Как вы выстроили систему продаж с «НОМАД LIFE»?

- Продукт будет предлагаться клиентам в комбинированном варианте. С одной стороны, он может продаваться в чистом виде на стороне партнёра. С другой - на нашей стороне.

Строго говоря, компания «НОМАД LIFE» и без нас продаёт продукт своим клиентам. А логика нашего участия в том, что мы начинаем работать со своей клиентской базой. Также с нашей стороны мы будем продвигать продукт в смартфонах через приложение «Сбербанк Онлайн», чтобы клиенты могли купить страховку удалённо.

Какой бы совет вы дали нынешним и будущим клиентам?

- Диверсифицировать свой портфель и больше смотреть на различные финансовые инструменты. Хотя их не так много на рынке, стоит пользоваться как можно большим их количеством. Использование разных инструментов, разных валют и разных сроков – это залог стабильности.