Отношение к риску, связанному с внедрением новых технологий, у страховщиков отличается от тех же банков, что сказывается на несколько консервативном подходе к блокчейну, роботам
Руководитель группы консультирования в области IT компании KPMG Константин Аушев рассказывает Forbes Kazakhstan о неизбежности трансформации в бизнес-моделях финансовых компаний.
– Сегодня на глобальном уровне происходят изменения в бизнес-моделях практически всех видов бизнеса, особенно в финансовом секторе. Меняется и страховой рынок с его традиционными продуктами, бизнес-процессами и ценовой политикой, основанной на усредненных тарифах. А что в Казахстане?
– На протяжении последних двух-трех лет инвесторы и аналитики по всему миру стали акцентировать больше внимания на страховом секторе, отмечая, что его потенциал недооценен и в ближайшее время именно здесь следует ожидать появления новых интересных игроков и консолидации среди существующих, даже крупных. Особенно этот интерес заметен в сегменте финтеха. В ежегодном совместном отчете KPMG и H2 Ventures «Fintech 100», где анализируется 50 самых успешных и 50 самых быстрорастущих финтех-игроков, доля Insurtech-компаний последние три года стабильно выше 12%, хотя еще пять лет назад была всего одна такая.
В Казахстане, несмотря на всем известные и не полностью решенные на регуляторном уровне задачи, тоже уже начали появляться интересные решения, такие, например, как Agrin или NITRO.
– Пожалуйста, немного подробнее о глобальных трендах и прогнозах по страховому рынку…
– В этом году KPMG проводила международное исследование по трендам страхования и Insurtech. В нем мы выделили 10 направлений, каждое из которых так или иначе отражает три основных «столпа» цифровизации на любых рынках – концепцию «в центре клиент», создание экосистем сотрудничества с различными партнерами и адаптацию технологий работы с данными и искусственным интеллектом.
Для страховых компаний это означает прежде всего следующее.
1. Изменение модели расчета KPI и, как следствие, бизнес-модели в целом – отходя от фокуса на продуктах и переходя к фокусу на клиентах, постоянной оценке клиентского опыта.
2. Конкурирование со страховыми платформами. Под последними подразумеваются и маркетплейсы, позволяющие пользователям подбирать продукты от разных компаний, и платформы, объединяющие страховщиков и страхователей, где пул физических лиц получает, скажем, автостраховку для каждого своего участника на более выгодных условиях в связи с тем, что пользуется машиной только в определенное время.
3. Онлайн-анализ данных. Использование данных с носимых устройств, IoT-датчиков и мобильных приложений для предложения новых, персонифицированных продуктов клиентам, для более точного расчета риска и страховой премии, для более оперативного рассмотрения страховых случаев, в том числе с использованием роботов и техник машинного обучения.
4. Развитие навыков актуариев. Рост количества данных, которые генерируют пользователи страховок в сети, означает необходимость освоения техник анализа больших данных и новые горизонты для профессии актуариев, а для компаний в роли работодателя – новые вызовы в привлечении и удержании кадров.
5. Новые модели автострахования. Именно автострахование выделяется в отдельный тренд в связи с появлением автономных транспортных средств, что будет приводить к страхованию непосредственно самих машин (причем, возможно, автопроизводителями) – помимо или вместо страхования ответственности их владельцев.
– Насколько все эти тренды применимы к Казахстану?
– Они уже проявились в разных странах мира, а сегодня продукты и бизнес-модели пересекают границы достаточно быстро. Упомянутые выше казахстанские стартапы применяют платформенные решения, технологии блокчейна и анализа данных с IoT-устройств.
Правда, в целом ситуация более «приземленная», и у страховщиков есть огромный потенциал для развития и роста прибыли. Это касается и медицинского страхования, и страхования жизни, и страхования от операционных рисков. Так, на рынке медстрахования достаточно ограничено предложение интересных продуктов по сравнению с тем же российским рынком. Инвестиционное страхование жизни – это очень интересный продукт, ставку на который делают страховщики по всему миру, включая Россию и Казахстан, и сегодня уже есть предложения на рынке, конкурирующие по доходности с валютными банковскими депозитами. Что касается страхования от операционных рисков, то потенциал прежде всего в киберстраховании.
Согласно оценкам экспертов KPMG и Allianz, глобальные потери от киберпреступлений составляют порядка $1 трлн в год, тогда как общий объем страховых премий по этому виду оценивается в районе $3 млрд. При этом порядка 75% CEO не чувствуют себя защищенными от киберугроз, что подтвердили проходившие в прошлом и позапрошлом годах атаки на казахстанские компании. Нельзя сказать, что киберстрахование – абсолютно новый продукт для рынка, проблемы здесь заключаются в правильной оценке рисков и необходимости поиска новых моделей и партнеров для покрытия потребностей клиентов.
– Что можно сказать о тенденциях применительно не к продуктам, а к внутренним процессам отрасли?
– Страховой рынок всегда стремился к использованию современных техник и инструментов. Страховщики уже давно «живут в онлайне», оформляя страховые полисы через сайты и мессенджеры, они всегда анализировали большие объемы данных. Общаясь со страховыми компаниями, мы видим их интерес к инновациям и сотрудничеству со стартап-сообществом.
В то же время отношение к риску, связанному с внедрением новых технологий, у страховщиков отличается от тех же банков, что сказывается на несколько консервативном подходе, скажем, к блокчейну, роботам. В частности, в Казахстане мы с успехом внедряем роботов для автоматизации рутинных операций в банках, разрабатываем блокчейн-платформы для нацкомпаний, а среди страховых организаций большого спроса на такие услуги пока не видим.
Велик потенциал и в использовании Big Data в дизайне продуктов и определении ценовой политики. Различные исследования показывают, что люди охотнее готовы делиться своими персональными данными именно со страховщиками, в отличие от банков и розницы.
– С чего можно посоветовать начать процесс изменений для страховых компаний?
– Прежде всего отмечу, что процесс инноваций вполне управляем. Уже доступны методологии, а в скором времени появятся и международные стандарты, применение которых позволит выстроить эффективный с точки зрения времени и RoI процесс инновационных изменений.
В качестве более практической рекомендации «здесь и сейчас» можно назвать постоянный поиск новых моделей сотрудничества и развития платформенных решений – с компаниями из других секторов, технологическими компаниями, стартапами.
Татьяна Батищева, финансовый обозреватель Forbes Kazakhstan