Осень, помимо традиционного оживления рынков, неизбежно приносит с собой хлопоты, связанные с подготовкой новогодних подарков корпоративным партнерам. В этом году, по всей видимости, российские страховщики окажутся в интересной ситуации: с одной стороны, кризис еще не прошел, и значит, надо продолжать экономить, а с другой - наступила некоторая стабилизация, положение дел обрело определенный status quo, а следовательно, жизнь продолжается и надо как-то к ней приспосабливаться. Вероятно, большинство компаний решит эту дилемму, заказав большое, практически докризисное число подарков категории эконом-класса.
Иерархия ценностей
Праздничные презенты - сувениры давно уже не являются только средством засвидетельствовать свое уважение партнеру по бизнесу. Сегодня это один из маркетинговых инструментов, под который даже закладывается отдельная строка рекламного бюджета. Выбор подарка - непростая задача. Ее решение зависит от того, кому предназначается подарок, и от цели, которую ставит перед собой компания-даритель. Для того чтобы определиться с этими исходными данными, можно составить таблицу, аналогичную приведенной ниже
Цель |
Объект |
|||
Новый партнер |
Постоянный партнер |
… |
Vip-партнер |
|
«Отдариться» |
|
|
+ |
|
Привлечь внимание |
+ |
|
|
|
Закрепить отношения |
+ |
+ |
|
+ |
Напомнить о своем существовании |
|
+ |
|
|
Позиционировать аспекты бренда |
|
|
|
+ |
… |
|
|
|
|
По результатам анализа полученной матрицы нетрудно выделить несколько (2-3) «виртуальных» категорий подарков, которые предстоит конкретизировать и воплотить в жизнь. Например, для новых партнеров подойдут недорогие «стандартные» брендированные подарки, а для постоянных и Vip-партнеров хотелось бы придумать что-то оригинальное, подчеркивающее какие-либо особенности или новые направления деятельности компании-дарителя.
Дар напрасный, дар случайный?..
Отношение к широко распространенным подаркам может быть двояким. С одной стороны, немало получателей очередной кружки с логотипом разочарованно вздохнут и задвинут ее куда-нибудь «на задворки» офисных шкафов. С другой - не всем же дарить клюшки для гольфа или сертификаты на корпоративный прыжок с парашютом. Кроме того, до нестандартных подарков дарители обычно дозревают несколько лет, а начинают все равно с «подарочного ширпотреба». Да и сами руководители компаний, получающие «стандартные» подарки, нередко не проявляют недовольства, ведь у них в подчинении наверняка найдутся люди, которым пригодятся и ежедневник, и календарь, и визитница.
Другое дело, что каким бы распространенным ни был подарок, он не должен быть низкого качества. Если ручка с логотипом не пишет или оставляет кляксы, а «брендированный» коврик для мыши через три дня скукоживается, никакого позитива партнер не получит.
Помимо перечисленных выше, из недорогих мелочей обычно дарят: футболки и бейсболки, блокноты и зажигалки, брелоки и фоторамки, алкоголь и сладости, наборы чая и кофе, шампуни и гели. Особо следует остановиться на мягких игрушках. Вы знаете, какой наступает год? Год Белого Железного Кота. Или Кролика. Кому как больше нравится. Что может быть лучше для подарков - мягких игрушек? Это вам не крыса какая-нибудь или змея.
Исхитрись-ка мне добыть То-Чаво-Не-Может-Быть!
Эксклюзивные подарки, преподносимые партнерам с целью повышения лояльности, требуют скорее развитой фантазии, чем больших вложений, как думают многие. Трудность здесь в том, чтобы с помощью презента акцентировать определенные стороны компании-дарителя или компании-получателя, а лучше - и первой, и второй. Такими сторонами могут быть устойчивое финансовое положение, надежность, клиентоориентированность, технологичность, мобильность и т. д.
В последнее время все большим спросом в качестве подарков пользуются аксессуары, показывающие, что компания-даритель «идет в ногу с техническим прогрессом». Это всевозможные пылесосы для клавиатуры, беспроводные мышки, коврики-калькуляторы, USB - подогреватели кофе, флешки-трансформеры, гибкая клавиатура, веб-камеры в виде животных и прочее. Лучше, если подобные предметы будут носить на себе логотип дарителя, о чем следует позаботиться заранее: в последние две недели перед Новым годом большинство способных справиться с такой задачей производств будут работать в режиме аврала.
Желающим найти совсем не встречающиеся на территории России виды подарков можно посоветовать заняться поиском «Того-Чаво-Не-Может-Быть» на зарубежных сайтах. Российская индустрия праздничных сувениров по-прежнему следует в кильватерном стою за западными флагманами. Так, недавно в Великобритании большой популярностью пользовались Commuter Tie - шелковые галстуки с карманами для iPod. Провода от наушников в этом чуде инженерно-дизайнерской мысли идут по внутренней стороне галстука и не портят внешний вид работающего под музыку клерка. Галстуки были выпущены в восьми цветовых вариантах и стоили по55 фунтов.
Вокруг дареного коня
Может случиться так, что времени на заказ эксклюзивных подарков не хватает или «сувенирный» бюджет не дает простора для маневра. Не стоит переживать по этому поводу. Согласно прошлогоднему исследованию портала SuperJob.ru, 13 % опрошенных заявили, что хотели бы получить в подарок на Новый год «практичную канцелярию», 7 % обрадовались бы ежедневнику или календарю, 3 % - любому другому «полезному и нужному» подарку. А 9 % вообще признались, что для них не важны подарки сами по себе и они были бы рады просто поздравлениям. Подумайте, наконец, о том, что чрезмерно дорогое подношение «обязывает» партнера к ответным «адекватным и симметричным», как говорит наш премьер, мерам.
Не забывайте также о том, что важно не только что подарить, но и как это сделать. Курьер, наряженный Дедом Морозом, продуманная поздравительная речь, юмористические сертификаты на подарки, прочие небанальные ходы сделают даже самый скромный презент искренним и трогательным. Дорог не подарок, а внимание.