Отчёт «Глобальные риски-2015» демонстрирует различные проявления глобальных рисков и констатирует, что мировое сообщество на сегодняшний день не располагает средствами для ликвидации этих событий или аналогичных явлений в будущем. За последние десять лет отчёт обращал внимание на глобальные риски и обеспечивал базу для принятия решений и конкретных действий. За этот период эволюция в понимании того, что такое глобальные риски и как их оценить, была значительной. Именно поэтому для 10-го издания отчёта о глобальных рисках методология оценки глобальных рисков была обновлена.
С учётом этой эволюции в настоящем докладе глобальный риск определяется как неопределённое событие, или условие, наступление которого может вызвать существенное отрицательное влияние на несколько стран или отраслей в ближайшие 10 лет. Согласно этому определению 28 глобальных рисков были выявлены и сгруппированы в пять категорий: экономические риски, экологические риски, геополитические риски, социальные риски и технологические риски.
В соответствии с применяемой методологией происходит разграничение рисков и тенденций. Это различие позволяет лучше понять глубинные движущие силы глобальных рисков. Существующая тенденция, имеющая долгосрочный характер, может способствовать усилению глобальных рисков и/или изменению соотношения между ними. Фокус на тенденции может способствовать снижению рисков: например, плановая урбанизация может минимизировать определённые риски, которые концентрируются в городах. Кроме того, дифференциация между тенденциями и рисками подчёркивает тот факт, что тенденции, определённо имеющие место, в отличие от рисков, могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В долгосрочной перспективе или в текущих процессах тенденции, которые могут изменить будущее развитие рисков или взаимоотношений между ними, не обязательно сами становятся рисками.
Как и в предыдущие годы, риски оцениваются на основе восприятия руководителей компаний и ответственных лиц, которые были получены в результате опроса и исследования восприятия глобальных рисков. В результате опроса определены пять глобальных рисков как весьма вероятные и значительные. Риск межгосударственного конфликта значительно вырос по сравнению с 2014 годом, что, возможно, связано с последними геополитическими конфликтами, которые являются основой геополитической и социальной нестабильности. Как и в прошлом году, остаются опасения по поводу экологических и экономических рисков, в частности вокруг неэффективности мер по борьбе с изменением климата, водных кризисов, безработицы и неполной занятости. Кибер-атаки также остаются одним из наиболее высоковероятных рисков.
Респонденты также подчеркнули потенциально разрушительные последствия быстрого и массового распространения инфекционных заболеваний, что отражает необходимость в более высоком уровне готовности к пандемиям как на национальном, так и на международном уровне
В категории геополитических рисков респонденты отметили как самый значительный риск - риск распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) на основе ядерных, химических, биологических и радиологических технологий. Применение ОМУ может создать международный кризис с огромными людскими и экономическими потерями. В ближайшие десятилетия технологические достижения, более широкий доступ к научным знаниям и повышение уязвимости секретной информации из-за кибер-угроз увеличивают риск распространения ОМУ, что требует более широкого международного сотрудничества по контролю за распространением ОМУ.
В числе экономических рисков финансовые кризисы и безработица остаются в центре внимания в этом году. В то время, как в мире был достигнут определённый прогресс в предотвращении финансовых кризисов, улучшении налогово-бюджетной политики и борьбе с безработицей, опасность самоуспокоенности по сравнению с другими рисками существует.
Высокая известность рисков, доминирующих в последнее время, в оценках респондентов поднимает вопрос о роли «эвристики доступности" - интуитивного процесса, в котором человек оценивает частоту или возможность события по лёгкости, с которой примеры или случаи приходят на ум, то есть легче вспоминаются. Причём недавнее появление таких рисков не обязательно увеличивает их влияние в 10-летнем периоде. Чтобы выявить наличие психологической составляющей, при опросе в этом году респондентам был задан вопрос о рисках, вызывающих наибольшую обеспокоенность в течение двух временных горизонтов: 10 лет, как обычно, и 18 месяцев. В краткосрочной перспективе респонденты больше озабочены глобальными рисками, связанными с недавними событиями и человеческой деятельностью, в том числе межгосударственными конфликтами, распадом государств, отказом от национального управления и крупномасштабными террористическими атаками. В долгосрочной перспективе преобладают риски, связанные с физическими и экологическими тенденциями (водные и продовольственные кризисы, борьба с изменением климата), которые были менее заметны в заголовках СМИ.
Интересно, что риск оценки социальной нестабильности высок как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Тенденция к социальной нестабильности является одним из пяти направлений, которые выделяются из опроса 2015 года, вместе с растущей обеспокоенностью о геополитике, экономических рисках, нерешённых экологических проблемах и хронической уязвимостью в киберпространстве.
Вставка 1.1. Эволюция рисков: наибольшее влияние/вероятность
Десятый, юбилейный отчёт "О глобальных рисках" демонстрирует эволюцию восприятия пяти основных мировых рисков с точки зрения воздействия и вероятности с 2007 по 2015 год.
Как видно из таблицы 1.1.1, экономические риски в значительной степени доминируют с 2007 по 2014 год. Риски обесценения активов возглавляют список в преддверии финансового кризиса, уступая опасениям по поводу более насущных, но затяжных последствий ограничений в части фискальных финансов, крупного системного финансового краха в посткризисном периоде и неравенстве в доходах.
Рисунок 1.1. Глобальные риски, вызывающих наибольшую обеспокоенность в течение следующих 18 месяцев и 10 лет
Источник: Обзор «Глобальные риски-2014», восприятие, Всемирный экономический форум.
Примечание: респондентам опроса было предложено выбрать до пяти рисков, вызывающих наибольшую обеспокоенность для каждого периода времени. Процент показывает долю респондентов, которые выбрали конкретные глобальные риски среди пяти рисков, вызывающих наибольшую обеспокоенность для каждого периода времени.
В нынешнем году налицо радикальный отход от трендов прошлого десятилетия. Впервые за всю историю исследования глобальных рисков экономические риски играют лишь незначительную роль в первой пятерке рисков. Через 25 лет после падения Берлинской стены геополитические риски снова на повестке дня. Спор по поводу Крыма с марта 2014 года служит напоминанием о последствиях межгосударственных конфликтов с региональными последствиями, которые, казалось бы, давно забыты. В то же время риски для здоровья, связанные, например, с пандемиями, в последний раз были значительны в 2008 году, но опять заняли лидирующие позиции в рейтинге после беспрецедентного распространения лихорадки Эбола.
Верхний уровень в таблице 1.1.1 в течение последних лет демонстрирует тенденцию снижения роли экономических рисков в сторону общих экологических рисков: от изменения климата до водных кризисов. Это, в свою очередь, подчеркивает признание важности этих, на первый взгляд, малонасущных вопросов, по устранению которых был достигнут незначительный прогресс с учётом их далеко идущих и вредных последствий для нынешнего и будущих поколений.
Таблица 1.1.1. Эволюция ландшафта рисков (2007 – 2015)
Нестабильное общество под давлением
Растущую озабоченность вызывает нестабильность общества, связанная с экономическим, социальным и экологическим развитием (рисунок 3 и рисунок 1.2). Основным фактором роста социальной нестабильности является социально-экономическое неравенство внутри стран, хотя оно уменьшается между странами.
Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) средний доход 10 % самых богатых в настоящее время вырос больше чем в девять раз по сравнению с 10 % самых бедных. В других странах это соотношение ещё выше: например, более чем в 25 раз - в Мексике.
Неравенство в доходах быстро растёт на крупных развивающихся рынках. В Китайской Народной Республике индекс GINI, характеризующий неравенство доходов, вырос с 30 в 1980 году до более чем 50 в 2010-м. Крайняя нищета (доход менее $1,25 в день), которой страдало более 50 % населения земного шара в 1990 году, снизилась до 22 % в 2010-м, в то же время такое снижение не характерно для тех, кто зарабатывает менее $3 в день.
Рост неравенства доходов связан с низким и нестабильным экономическим ростом, что снижает возможности для удовлетворения растущих социальных ожиданий на развивающихся рынках. Рост структурной безработицы одновременно становится причиной и неравенства, и социального давления. Снижение темпов роста экономики и, скорее всего, научно-технический прогресс удержат безработицу в будущем на высоком уровне, в том числе и в развивающихся странах.
Возможности объединения позволяют движениям протеста распространяться быстрее, увеличивая риск беспорядков и насилия, которые могут легко перекинуться от отдельных стран и повлиять на глобальную экономику. В то время как неравенство и безработица способствуют социальной нестабильности, социальная нестабильность, в свою очередь, оказывает негативное влияние на равенство, занятость и процесс создания материальных благ. Мультинаправленные причинно-следственные отношения делают этот риск тяжелее по причине обращения к связанным рискам.
Базовая социальная нестабильность, а также ускоряющийся темп изменений, растущая сложность и углубление степени глобальной взаимозависимости совместно уменьшают у людей чувство контроля над их непосредственной средой и, следовательно, их стабильностью и безопасностью.
Общая психологическая реакция на отсутствие безопасности и утрата контроля стимулирует желание обратиться в сторону меньших групп, которые имеют значительную самобытность. В то же время возрастающая глобальная возможность коммуникаций позволяет людям быть услышанными и объединяться с аналогично мыслящими людьми. Растущие риски социального экстремизма и изоляционизма проявляются через возрастающее влияние религиозных групп в сепаратистских движениях в Каталонии и Шотландии.
Эффекты, связанные с изменением климата, окажут дальнейшее давление на общество. Их ожидаемое воздействие на возможность выращивать продовольствие и доступ к воде может спровоцировать резкие и неконтролируемые миграции населения, оказывая дополнительное давление на принимающие страны. Уже в 2014 году число беженцев в мире от экологических или связанных с конфликтом причин достигло самого высокого уровня со времён Второй мировой войны.
Как только общество становится менее однородным и менее связанным общими ценностями, а также более поляризованным на имущих и неимущих, тем труднее становится эффективно им управлять. Это в свою очередь увеличивает риск длительной экономической стагнации, создавая потенциал для самоукрепляющейся нисходящей спирали в социальный хаос. Государства должны будут снизить этот риск через политику роста, обеспечивающую общественные блага и услуги, такие как социальная защита, больницы, школы, транспорт и телекоммуникационная инфраструктура.
Рост беспокойства о конфликтах
Не будучи заметными в предыдущих выпусках отчёта, межгосударственные конфликты в этом году считаются наиболее вероятным риском высокого воздействия в течение следующих 10 лет или в самой ближайшей перспективе. Как уже говорилось, респонденты более обеспокоены геополитическими рисками в ближайшей перспективе, чем в долгосрочной (рисунок 1.1).
Многие наблюдатели полагают, что мир входит в новую эру стратегического соревнования среди мировых держав. Разочарование в глобализации становится причиной более корыстной внешней политики в сочетании с повышением национализма (рисунок 3), подпитываемого частично социальным давлением, описанным выше. Рост национализма проявляется во всём мире: в России, как видно на примере кризиса в Крыму, в Индии - с ростом популярности националистических политиков, в Европе - с ростом крайне правых, националистических партий и партий евроскептиков в ряде стран.
Экономический рост и обеспечение занятости, как ожидается, останутся ниже докризисных уровней и на развивающихся рынках, и в странах с развитой экономикой, на этом фоне лидеры национализма останутся сильными, что повышает вероятность более частых и серьёзных конфликтов среди государств. Как видно на рисунке 2, межгосударственные конфликты в большей степени становятся не физическими, а используют экономические средства и кибервойну, чтобы вторгнуться в частную жизнь людей и посягнуть на нематериальные активы. Геополитические риски могут оказывать каскадное воздействие на другие риски. Поскольку конфликт бросает вызов государственным структурам, риск провала управления на национальном уровне и распада государства или кризис могут увеличиться в районах, где в настоящее время государственные границы не обязательно отражают национальную самоидентификацию. Недавний пример - Ирак и Сирия, где ИГИЛ* требовал контроля над территорией и привлёк до 20-30 тысяч бойцов единовременно. Быстрый рост количества и жестокость бойцов ИГИЛ, а также реакция международного сообщества на эти события могут лежать в основе увеличения вероятности обозначенного респондентами риска размещения оружия массового поражения, а также более высокого потенциального воздействия, чем в предыдущие годы, несмотря на крупномасштабные террористические атаки в прошлом (рисунок 1.3).
---------------------------------
* Международная исламистская террористическая организация «Исла́мское госуда́рство Ира́ка и Лева́нта». (Прим. - ред.)
Неудача национального управления в этом году обозначается как третий наиболее вероятный риск в ландшафте глобальных рисков. Этот риск охватывает много важных элементов вокруг неспособности эффективно управлять в результате коррупции, незаконной торговли, организованной преступности, присутствия безнаказанности и вообще слабой власти закона. За последние годы связь между многими формами глобальной преступности и коррупции и их влияние на глобальную безопасность, экстремизм, терроризм и нестабильность государств только окрепли, и это имеет решающее значение при намерении устранить их путём более эффективной политики, пресечения незаконных финансовых потоков, содействия созданию прозрачной системы управления, опираясь на усилия по борьбе с преступностью на национальном и местном уровнях. При отсутствии серьёзной реакции со стороны как государственного, так и частного секторов риск уничтожения с трудом заработанной экономической и политической стабильности ещё больше подрывает доверие к руководству. В ряде стран, таких как Индия, Индонезия и Румыния, новые лидеры были избраны в значительной степени из-за их публичных обещаний более прозрачных и свободных от коррупции моделей управления, что ещё раз подчеркивает постоянный сдвиг в общественных ожиданиях. Растущая взаимосвязь мировой экономики увеличивает экономические эффекты любого геополитического конфликта. Цепочки поставок, которые работают в разных странах, в результате конфликта могут быть прерваны, что приведёт к нарушениям в наличии товаров или энергии. Респонденты считают риск возникновения ценового шока в сфере энергетики для мировой экономики более критичным и более вероятным, чем в предыдущие годы, несмотря на увеличение доступности сланцевого газа или альтернативных источников энергии.
Рост националистических настроений и снижение доверия между глобальными игроками способствуют ослаблению международного управления, подрывая способность международного сообщества к решительным действиям по таким вопросам, как урегулирование конфликтов, управление Интернетом, изменение климата и управление океанами. Отказ сотрудничать и осуществлять совместные решения в этих областях может существенно подорвать будущий глобальный рост.
Вставка 1.2. Рост угроз от негосударственных субъектов
Группа, известная как ИГИЛ, или "Исламское государство Ира́ка и Лева́нта", получила глобальную известность через её пристрастие к видеозаписи казни и крупномасштабным злодеяниям на фоне дальнейшего нарушения прав человека, которая включает произвольное лишение свободы и сексуальное рабство. Жажда насилия, крови и страданий и особенно способ, которым это демонстрируется в этих преступлениях, - выделяет ИГИЛ из других негосударственных вооружённых группировок нашего времени, но это только количественное различие. Другие группы, многие из них - часть глобальной "Аль-Каиды", - делают практически то же самое. "Аль Насра" в Сирии, "Аль-Каида" в исламском Магрибе и нигерийская группа, известная на Западе как "Boko Haram", также делают часть из того, что делает ИГИЛ, но несколько в меньшем масштабе. Но то, что действительно отличает ИГИЛ, так это претензии на государственность, что подтверждается установлением некоторых механизмов государственного управления. ИГИЛ не только объявил новый Халифат и правление преемников пророка Мухаммеда, чтобы получить теологические доверие, но также и господствует, и управляет в областях на севере Ирака и восточной Сирии. Он устанавливает законы и порядки, некоторые социальные услуги на выборочной основе и имеет разведывательную службу и систему осведомителей, созданную для него бывшими чиновниками свергнутого баасистского режима Саддама Хусейна. В добавок к щедрым пожертвованиям, которые ИГИЛ получил из стран Персидского залива, он также ограбил центральный банк в Мосуле, что делает его самым богатым негосударственным военным формированием в мире и обозначает его как негосударственное государство.
Явление не без прецедента: временное революционное правительство в Южном Вьетнаме сделало почти то же самое в конце 1960-х - в начале 1970-х годов, только без самовосхваления злодеяний и террора. "Талибан" имел контроль над частью Афганистана, и это было эффективное государство в конце 1990-х, пока в результате проведённой США военной операции его не стало в октябре 2001 года. Среди других примеров: в течение длительного времени крупные районы Колумбии находились под контролем FARC, а милиция Селека контролировала северные районы Центральноафриканской Республики, выйдя из Банги только в январе 2014 года под сильным давлением международного сообщества. Некоторые группы не выходили за пределы территории, за которые они борются, но вели войну, которая не была территориально ограничена. Режим "Аль-Каиды" боролся, чтобы их воспринимали как глобального врага. Сегодня, пожалуй, тенденция развивается в противоположном направлении: повторное вступление в эпоху негосударственного государства.
Экономические риски: из центра внимания?
Мировая экономика возвращается к росту, хотя и вяло, и есть ощущение, что значительный прогресс был достигнут в снижении вероятности другого финансового кризиса (как рассматривается во вставке 1.4). Это может являться отражением ложного чувства контроля, поскольку история показывает, что люди не всегда извлекают уроки из прошлых неудач и часто бывают застигнуты врасплох теми же самыми рисками.
Глобальный уровень безработицы, как ожидается, останется на нынешнем уровне до 2018 года, что отражает растущую проблему структурной безработицы в странах с развитой экономикой. Это, вероятно, поддержит заработную плату на низком уровне, одновременно поддерживая дефляционное давление, поскольку в 2014 году в Еврозоне инфляция достигла всего 0,66 %. В прошедшие годы произошло наращивание корпоративного долга во многих промышленно развитых странах, особенно в Китае, где отношение корпоративного долга к ВВП выросло с 92 % в 2003 - 2007 гг. до 110 % в 2013 году, в связи с этим возникает риск того, что дефляция может снизить платёжеспособность должников, угрожая будущей стабильности финансовой системы.
С другой стороны, низкие процентные ставки также провоцируют риск формирования "пузырей активов". После финансового кризиса проведение экспансионистской денежно-кредитной политики в виде количественного смягчения и нулевых процентных ставок не дало ожидаемого результата в части увеличения доступности кредитов для реального сектора экономики, а привело к рефляции цен на активы. Кредитные бумы и пузыри активов исторически приводили к дотациям банковского сектора и рецессии в реальном секторе экономики (см. вставку 1.3).
Риски отказа главного финансового механизма или учреждения и финансовых кризисов восприняты одинаково как эффективные и вероятные аналогично прошлогоднему отчёту (рисунок 1.4), всё же другие риски, такие как водные кризисы, межгосударственный конфликт и неудача адаптации изменений климата, были в центре внимания. Такая тенденция способна отвлечь внимание лиц, принимающих решения, от продолжающихся экономических реформ. Несмотря на недавние усилия (см. вставку 1.4), риск дефолта крупного финансового механизма или учреждения главным образом в рамках теневой банковской отрасли, которая менее всего регулируется в результате дефляционного давления или лопнувшего пузыря на рынке активов, приобретает всё более важное значение. Кроме того, во многих странах уровень государственного долга по-прежнему тревожно высок, так что связанные с этим риски, вероятно, сохранится в течение многих лет.
Фокусировка внимания лиц, принимающих решения, на других рисках может привести к бездействию в то время, когда дальнейший прогресс в структурной реформе является наиболее необходимым (в Докладе о глобальной конкурентоспособности 2014 - 2015 гг. излагаются некоторые приоритеты). Сохранение одновременно достигнутых темпов финансовых и фискальных реформ будет иметь решающее значение для того, чтобы избежать ещё одного крупного экономического кризиса.
Вставка с 1.3. Пузыри активов - новый старый риск?
Доказательства наличия зачатков "пузырей" присутствуют на многих рынках недвижимости в развивающихся и в развитых экономических системах - включая Канаду, Соединённое Королевство, Швейцарию, Францию, Швецию, Норвегию, Китай, Гонконгский SAR и Сингапур, а также на многих кредитных и фондовых рынках во всём мире. Традиционной целью центральных банков была экономическая стабильность: поддержание инфляции на низком уровне, достижение устойчивого роста. Текущая задача состоит в том, что центральные банки помимо сохранения финансовой стабильности среди прочего должны избегать опасных пузырей. Современная теория макропруденциального регулирования и надзора за финансовой системой позволит избежать пузырей и достичь финансовой стабильности. Тем не менее пузыри очень трудно определить (рост цен может также отражать и рыночные тенденции), а макропруденциальное регулирование исторически не было эффективным, поскольку исключает нерегулируемый теневой банковский сектор. Если макропруденциальное регулирование снова потерпит неудачу, то центральные банки останутся только с одним инструментом - денежно-кредитной политикой для достижения двух целей - экономической и финансовой стабильности. Хотя в таком сценарии есть определённые сомнения, поскольку попытка «лопать» пузыри при помощи денежно-кредитной политики рискует вызывать бегство инвесторов с рынка облигаций и «жёсткую посадку» для реального сектора экономики. Однако проведение независимой денежно-кредитной политики в попытке помочь реальному сектору экономики создаёт риск роста пузырей на рынке активов, которые неизбежно в конечном счёте лопнут и навредят реальному сектору экономики. Мягкая денежно-кредитная политика является матерью всех пузырей. Попытка пройти по этой грани будет сложной задачей для центральных банков в развитых и развивающихся странах в ближайшие годы.
Вставка 1.4. Последние достижения в области глобального регулирования финансовой системы
Глобальная финансовая система переживает серьёзные структурные изменения и не только в результате кризиса, но и в результате регуляторных изменений. Инициатором всей модернизации посткризисного регулирования был Совет по финансовой стабильности и G-20 с явной поддержкой ведущих политиков, что само по себе уже является инновацией, если учесть, что история не знает случая установления международных стандартов регулирования ранее. Таким образом, за последние пять лет мы стали свидетелями глубоких изменений международно-правовых стандартов для банков и небанковских организаций:
- Нормативные правила для банков были пересмотрены (в соответствии со стандартами "Базель III"), в результате чего ужесточились требования к капиталу, согласованы первые в мире стандарты ликвидности (для краткосрочной ликвидности и структурного финансирования) и новые стандарты для ограничения крупных рисков, а также совершенствования системы управления рисками. Надзорные стандарты ужесточаются, и Базельский комитет запустил программу для оценки эффективности национального внедрения, в рамках который оказывается экспертное давление на юрисдикции для осуществления реформ в согласованном порядке.
- Решение трансграничных проблем, свидетелями которых мы были в период кризиса, отражено в новом наборе ожиданий в отношении эффективных режимов регулирования несостоятельности и процесса восстановления, а также резолюции по планированию для крупнейших банков с созданием международных групп кризисного управления, состоящих из официальных представителей юрисдикций, где эти банки работают.
- Что касается небанковских организаций, то международное сообщество завершает формулировку основных требований платёжеспособности для глобальных страховщиков, которые являются системно значимыми: до сегодняшнего дня глобального стандарта платёжеспособности не было; внебиржевые рынки деривативов подвергаются перестройке с установлением мер, направленных на обвязывание и/или стимулирование централизованного клиринга и торговли на организованных площадках с представлением отчётности по всем торговым контрактам в депозитарий. С точки зрения регулирования страхования во многих странах Европы, Латинской Америки и Азии принимают стандарты платёжеспособности "Solvency II". У нового страхового регулирования есть сильный акцент на корпоративное управление, раскрытие и ответственность. Эти меры актуальны, поскольку они направлены на изменение корпоративного поведения в широком смысле.
- Международные стандарты бухгалтерского учёта изменяются, в особенности в части прогнозирования признания убытков (недавно выпущенный стандарт FRS9 «Финансовые инструменты»).
- В некоторых странах надзор за финансовым сектором был переведён в центральный банк, например в Европе, где Европейский центральный банк принял на себя дополнительные обязанности.
Тем не менее, конечно, проблемы остаются. Решение проблем "слишком больших, чтобы обанкротиться" остаётся ключевым вопросом. Необходимы усилия по: (i) созданию стратегий и выявлению и устранению барьеров на пути развития компаний; (ii) достижению консенсуса по финансовой устойчивости банков; (iii) устранению препятствий в приграничном сотрудничестве и признании регулятивных мер; (iv) обеспечить регулирование в небанковской сфере; и (v) способствовать лучшему регулированию теневого банковского сектора. Трансграничные вызовы сохраняются также в части реформ внебиржевых деривативов. Поскольку режимы регулирования развились параллельно на двух крупнейших рынках (Европейский союз и Соединённые Штаты), то это привело к тому, что нормы дублируются и не всегда последовательны. Срочно требуется принятие нормативных решений, учитывающих локальные требования (известные как “знак уважения”). Требования по торговой отчётности были приняты в ключевых странах, но правовые барьеры тормозят реализацию. Развитие стандартизации торговых контрактов на биржах и электронных торговых площадках продолжает пробуксовывать. Необходима политическая воля для продвижения реформ во всех этих областях.
Вставка 1.5. Чёрное небо - риски для ключевой инфраструктуры
Мир может потерять больше, чем когда-либо из-за глобального отказа ключевой инфраструктуры. Для повышения эффективности и более низкой стоимости различные системы были сделаны гиперзависимыми друг от друга. Выход из строя одного слабого звена по причине стихийного бедствия, человеческой ошибки или терроризма может создать волновой эффект в нескольких системах и в географическом масштабе.
Крупномасштабные перебои в подаче электроэнергии могут быть самым ярким примером. Сбой в подаче электроэнергии в августе 2003 года произошёл в США, штат Огайо, но последствия ощущали 55 миллионов человек в северо-восточной части Соединённых Штатов и Канады. В июле 2012 года во время сильной жары в Индии произошло отключение электроэнергии, которое было крупнейшим в истории, поскольку затронуло 670 млн человек, около 10 % мирового населения. Во многих странах состояние инфраструктуры не настолько хорошее, чтобы выдержать катастрофы, которые могут спровоцировать такие каскадные эффекты. Часто это является следствием прокрастинации, либо понимания того, что риск настолько мал, что не стоит его рассматривать, либо существования других приоритетов, а также фактом, что инвестирование в готовность противостоять таким рискам редко немедленно вознаграждается в избирательном процессе. Проблема - финансовая и стимулы - разрегулирована. Например, в Соединённых Штатах более чем 80 % объектов инфраструктуры принадлежат частным фирмам или управляются частными фирмами, которые не несут ответственности за отрицательные последствия в других отраслях, которые могут возникнуть вследствие отказа их инфраструктуры. Для увеличения инвестиций в инфраструктуру необходим скоординированный, глобальный, долгосрочный и многосторонний подход. Обновление инфраструктуры имеет важное значение, поскольку устойчивая инфраструктура является основой конкурентоспособной экономики.
Окружающая среда - высокая озабоченность, незначительный прогресс
За последнее десятилетие выросло осознание угроз, связанных с изменением окружающей среды в контексте социальной, политической и экономической безопасности. Как отмечалось в отчёте о глобальных рисках 2014 года, из десяти ключевых рисков в части актуальности на ближайшее десятилетие будут три риска изменения окружающей среды: водные кризисы(в верхней части таблицы), неспособность к адаптации к изменению климата, а также утрата биоразнообразия (см. рис. 1).
Водные кризисы и неудача адаптации изменения климата воспринимаются как наиболее вероятные и значительные риски на уровне выше среднего (верхний правый квадрант на рисунке 1 и рисунке 1.5). Глобальные потребности в водоснабжении, по прогнозам, вырастут на 40 % к 2030 году. На сельское хозяйство уже приходится в среднем 70 % от общего водопотребления и, по данным Всемирного банка, производство продовольствия необходимо будет увеличить на 50 % к 2030 году при росте численности населения и изменении пищевых привычек. По прогнозам Международного энергетического агентства, для удовлетворения потребностей производства и производства электроэнергии потребление воды увеличится на 85 % к 2035 году. Межправительственная группа экспертов по изменению климата отмечает, что экстремальные погодные условия в сельскохозяйственных регионах уже вызывают рост цен и свидетельствуют о том, что воздействие изменения климата на погодные условия и осадки, которые вызывают наводнения или засухи, могут снизить урожайность до 25 %.
Лица, принимающие решения, будут вынуждены сделать непростой выбор относительно распределения воды, которое затрагивает интересы потребителей во всей экономике. Ситуация будет ухудшаться дальше, если будут происходить техногенные экологические катастрофы, из недавних примеров: катастрофа на Фукусиме, которая привела к угрозе загрязнения пресной и морской воды, или разлив нефти на платформе Deepwater Horizon, которое привело к загрязнению больших участков побережья вдоль Мексиканского залива. Чрезмерный вылов рыбы, вырубка лесов и неадекватное управление чувствительными экосистемами, такими как коралловые рифы, увеличивают нагрузку на пищевые и водные системы. Основные потери биоразнообразия и разрушение экосистемы было оценено респондентами как сильное воздействие, но ниже среднего в плане вероятности (рис. 1), что, похоже, отражает неправильное представление. По расчётам Всемирного банка, 75 % бедного населения мира, или 870 миллионов человек, зарабатывают на жизнь посредством эксплуатации экосистем, в том числе туризмом и производством товаров, а 350 миллионов страдают от гибели коралловых рифов. Всё чаще лица, принимающие решения, понимают, что утрата биоразнообразия не вопрос второго порядка, что он неразрывно связан с экономическим развитием, проблемами продовольственной и водной безопасности.
Актуальность скоординированных глобальных действий по изменению климата была отмечена в апреле и ноябре 2014 года Межправительственной группой экспертов по изменению климата в выпуске и обновлении Пятого доклада об оценке изменений климата. В докладе подтверждается, что потепление однозначно происходит и "весьма вероятно", что влияние человека было главной причиной. Атмосферные концентрации трёх основных парниковых газов (углекислого газа, метана и закиси азота) находятся на самом высоком уровне за последние 800 000 лет. Убедительные доказательства последствий изменения климата уже очевидны: повышение уровня моря, сокращения ледников, потепление океанов и увеличение частоты экстремальных погодных явлений.
Несмотря на то, что все эти риски хорошо известны, правительства и предприятия часто остаются крайне не подготовлены, как показывает мнение респондентов, поскольку относительно незначительный прогресс был достигнут в снижении рисков в последнее десятилетие (см. рисунок 3.1). Основа проблемы - подход к управлению рисками по принципу ответных мер, который предполагает, что всё придёт в норму после кризиса, подход, который не является эффективным в отношении сложных или медленно меняющихся экологических рисков, таких как изменение климата. Заинтересованные стороны не спешат устранять основные причины экологических рисков или устранять их экономические, социальные, политические и гуманитарные последствия.
Вставка 1.6.Дорога в Париж - будет ли 2015 год судьбоносным для изменения климата?
В 2015 году международное сообщество имеет уникальную возможность согласовать изменения климата и развития. Серия глобальных встреч на высшем уровне по вопросам изменения климата, уменьшения опасности стихийных бедствий, финансирования развития и координации целей в области устойчивого развития может внести изменения в архитектуру глобального управления последовательной программой для решения взаимосвязанных экологических рисков в период после 2015 года.
Конвергенция между правительствами по этим вопросам может запустить устойчивый экономический рост и сокращение бедности путём капитализации частных финансов и масштабирования низкоуглеродных и климатически устойчивых инвестиций особенно, но не только в развивающихся странах. Тем не менее эта возможность будет упущена, если правительства предпочтут узкие, краткосрочные проблемы перспективе долгосрочного глобального процветания и экологической безопасности. Более уязвимые слои населения будут обречены на новый виток нищеты и деградации окружающей среды.
До недавнего времени ожидалось, что правительства будут изо всех сил пытаться отработать соглашение по мировому климату как раз к Парижской конференции по климату в декабре 2015 года. Но начинает ли идея разворачиваться? На саммите по климату в Организации Объединённых Наций в сентябре 2014 года более 1000 предприятий и инвесторов объявили о своей поддержке глобального углеродного ценообразования. Так же, как и некоторые из 73 стран, где проживает почти половина населения планеты и создаётся 52 % мирового ВВП и 54 % глобальных выбросов.
Основные производственные компании и финансовые институты видят необходимость сокращения глобальных климатических рисков и мобилизовали действия по своим цепочкам поставок, например через Нью-Йоркскую декларацию по лесам и переходу к экологичным хладагентам. Есть надежда, что эти коалиции смогут принять конкретные решения и создать более позитивную глобальную атмосферу для правительств, чтобы коллективно принимать решения в 2015 году. Положительным сигналом может служить соглашение между Китаем и Соединёнными Штатами в ноябре 2014 года. Налицо чёткие политические сигналы от бизнес-сообщества к мировому правительству для решения экологических рисков. И в 2015 году мир не может позволить себе пропустить такую возможность.
Технологические риски: назад в будущее
Риск масштабных кибер-атак по-прежнему считается выше среднего по обоим аспектам воздействия и вероятности (см. рис. 1 и 1.6). Это отражает как растущую сложность кибер-атак и рост гиперподключенности, так и растущее число физических объектов, подключенных к Интернету, а также тенденцию увеличения количества конфиденциальной информации, в том числе информации о здоровье и финансах компаний, хранящейся на облаках. В одних только Соединённых Штатах кибер-преступность уже стоит приблизительно 100 миллиардов долларов в год.
Создание инноваций посредством “Интернета вещей” (ИВ) повлечёт за собой новые риски. Аналитика по крупным и разнородным источникам данных может управлять прорывными идеями, но при этом необходимо поднять вопрос о неприкосновенности частной жизни, санкционированного и надлежащего использования данных о физических лицах. Риски безопасности значительно усиливаются. К примеру, есть несколько устройств, чтобы обеспечить защиту от хакеров, но их неудачное использование имеет большие минусы: взлом данных о местоположении автомобиля просто можно расценить как вторжение в частную жизнь, в то время как взлом системы управления автомобилем будет уже составлять угрозу жизни. Текущая интернет-инфраструктура разрабатывалась без учёта проблем безопасности.
ИВ приводит к нарушению бизнес-моделей и экосистем в целом ряде отраслей промышленности. Из-за развития инноваций перспективы многих крупных игроков различных отраслей промышленности изменились радикально, в то же время возросли и потенциальные системные риски, такие как крупномасштабные нарушения на рынках труда и волатильность на финансовых рынках. Несостоятельность существующей глобальной безопасности является причиной слабого распространения ИВ.
Важной характеристикой глобальных рисков, которые исследуются в настоящем докладе, является их взаимосвязанность, и необходимо подчеркнуть, что риски не могут рассматриваться по отдельности. Механизм обратной связи между рисками и тот факт, что ими тоже движут скрытые тенденции (рис. 3), повышает их сложность и делает индивидуальные риски более сложными для управления. За последние годы скорость передачи данных и надёжность соединений увеличились. Сложность устранения рисков, вероятность их возникновения и потенциальные последствия ставят вопрос о готовности принятия решений на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях.
Вставка 1.7. Регулирование Интернета - необходимость механизма сохранения единой и устойчивой сети
Темпы инноваций и широкое распространение Интернета требуют нового подхода к глобальному управлению Интернетом и сотрудничества. Поскольку всё больше людей полагаются на Интернет, вопрос управления Интернетом становится очень важным. Существуют два проблемных направления: технические вопросы, когда необходимо убедиться, что вся инфраструктура и устройства, которые представлены в Интернете, могут быть совместимы, и всеобъемлющие вопросы, когда необходимо решить вопросы кибер-преступности, сетевого нейтралитета, неприкосновенности частной жизни и свободу выражения мнений. Ответственность за техническую инфраструктуру Интернета распределена между несколькими организациями, в том числе:"Internet Engineering Task Force" (IETF) и "World Wide Web Consortium" (W3C), региональные интернет-реестры (РИР), операторы корневых серверов и Интернет-корпорация по присвоению имён и номеров (ICANN). Решения, которые они предлагают: модели политики, стандарты, спецификации и лучшие практики, предлагаются через добровольное принятие специальных конвенций, правил, директив, контрактов или других соглашений. Но не существует никаких систем для решения всеобъемлющих вопросов. Следовательно, правительства чувствуют необходимость, чтобы принять национальные меры для решения вопросов сохранности персональных данных и неприкосновенности частной жизни. Законы, которые закрепляют “локализацию” инфраструктуры, могут быть только временной мерой и не заменят сотрудничества для определения глобальных механизмов для решения проблем. Риск “национализации данных” может подвергнуть опасности сетевые эффекты, которые лежат в основе способности Интернета стимулировать инновации и создавать социально-экономическую стоимость. Для более эффективного диалога в части управления Интернетом Всемирный экономический форум начал реализовывать многолетнюю стратегическую инициативу по организации диалога на высоком уровне между лидерами государственного и частного секторов с лидерами гражданского общества и технического сообщества для эффективного решения существующих вопросов. Эта работа будет дополняться дискуссиями на уровне экспертов, которые будут проходить на Форуме по управлению Интернетом и в рамках различных других правительственных инициатив.
Готовность на региональном уровне - различная
На большинство усилий по решению глобальных рисков, предпринимаемых на национальном и региональном уровнях, важно посмотреть с различных точек зрения. На рисунке 1.7 показаны риски для каждого региона мира, которые респонденты определили как те, к которым их регион является наименее подготовленным. Готовность отражает сочетание воздействия риска и меры, которые уже приняты для смягчения или подготовки к риску. Поразительно, что каждый регион имеет совершенно индивидуальный набор проблем, к решению которых он наименее подготовлен. Например:
- Высокий уровень структурной безработицы или неполная занятость рассматриваются как риски, к которым Европа является наименее подготовленной вместе с масштабной вынужденной миграцией и глубокой социальной нестабильностью. Безработица и миграционные потоки в Европу, как ожидается, останутся на повестке дня и станут движущим фактором социальной нестабильности.
- Для Северной Америки характерны три риска, к которым она менее всего готова: сбои критической инфраструктуры, крупные кибер-атаки и неудачи адаптации к изменению климата. Крупные аварии инфраструктуры после урагана Сэнди и само число кибер-атак свидетельствуют о низком уровне готовности.
- Африка к югу от Сахары считается наименее подготовленной для инфекционных болезней и безработицы. Оба риска имеют ключевое значение с учётом последних событий и того, что сильный рост населения вызовет обострение безработицы в ближайшие годы, несмотря на ожидаемый экономический рост.
- Многие регионы мира, включая страны Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, Ближний Восток и Северную Африку, среди рисков, к которым они менее всего подготовлены, включают глубокую социальную нестабильность.
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион наименее подготовлены для межгосударственного конфликта и неудачи городского планирования. Это также единственный регион, который наименее подготовлен для антропогенных экологических катастроф, вызванных аварией на Фукусиме в 2011 году.
- Ошибки градостроительной деятельности находятся в числе первых трёх рисков в странах Восточной Азии и Тихого океана, Латинской Америки и Карибского бассейна и Южной Азии. В этих регионах процесс урбанизация является стремительным и ошибки городского планирования могут привести к широкому диапазону катастрофических сценариев: от социальных волнений до вспышки пандемии.
Источник: Обзор «Глобальный риски-2014» (Восприятие), Всемирный экономический форум.
Примечание: Респондентам было предложено выбрать три глобальных риска, в отношении
которых их регионы менее готовы. Наименование глобальных рисков представлено в сокра-
щённом виде. Океания не отображается из-за низкого числа респондентов.
Заключение
Опираясь на восприятие почти 900 респондентов, в этой главе основное внимание было уделено угрозам социальной нестабильности и краткосрочных проблемах о конфликтах. Рост социально-экономического неравенства, слабый экономический рост, волатильность цен на продукты питания и продовольственная безопасность, безработица, широкомасштабная миграция и рост неоднородности и взаимозависимости обществ являются одними из ключевых факторов социальной нестабильности. Рост социальной поляризации, изоляционизм и национализм в свою очередь имеют потенциал, чтобы вызвать геополитические конфликты.
Этот раздел посвящён взаимосвязи между глобальными рисками и тенденциями. Более глубокое понимание глобальных рисков и взаимосвязей между ними стало толчком к обсуждению мер по смягчению и предотвращению глобальных рисков. Часть 2 настоящего доклада детально анализирует выбранные группы взаимосвязанных рисков и как они могут развиваться - взаимодействие между геополитическими и экономическими рисками, проблемами, связанными с урбанизацией в развивающихся странах и развитием технологий.
(По материалам отчёта "Глобальные риски-2015"
Всемирного экономического форума в Давосе, Швейцария)
Продолжение следует
Источник: Журнал «Рынок Страхования»