23
Пн, дек

Авиационные риски 2020: безопасность и состояние отрасли

В исследовании Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) под названим "Авиационные риски 2020: безопасность и состоягние отрасли" основное внимание уделяется развитию безопасности полетов в коммерческой авиации во всем мире.

В исследовании определяется ряд тенденций в области страховых требований, влияющих на отрасль, в том числе основные причины финансовых потерь, и освещается ряд тенденций и проблем, связанных с рисками, которые будут влиять на авиационный сектор и страховой ландшафт в будущем.

Результаты были получены при содействии авиационного университета Эмбри-Риддл, крупнейшего в мире полностью аккредитованного университета, специализирующегося в области авиации и аэрокосмической промышленности.

Более безопасное небо

061119 2Безопасность полетов в авиационном секторе имеет решающее значение. Несмотря на рекордное количество пассажиров, статистика показывает, что полеты никогда не были безопаснее. В период с 1959 по 2017 год было зарегистрировано 29 298 случаев смерти от 500 глобальных коммерческих пассажирских реактивных самолетов. Однако в период с 2008 по 2017 год в результате 37 событий погибло 2199 человек, или менее 8% от общего числа.

В 2017 году впервые, по крайней мере за 60 лет существования авиации, на коммерческих авиалиниях не было смертельных случаев. Даже 2018 год, в котором произошло в общей сложности 15 смертельных авиакатастроф, занимает третье место по безопасности в истории.

Вероятность того, что человек погибнет в результате несчастного случая в коммерческой авиации, крайне мала по сравнению с другими видами транспорта, например, такими как автомобильная или велосипедная авария, а также с другими более неожиданными сценариями, такими как случайный выстрел из пистолета или нападение собаки.

Непрерывное повышение уровня безопасности полетов можно объяснить рядом факторов. Самолеты стали более надежными.

Системы безопасности и протоколы значительно улучшились. Ряд конструкторских решений оказал существенное влияние на аварийность, в том числе усовершенствование аэродинамических характеристик и конструкции лайнера, критерии отказоустойчивости конструкции, усовершенствование приборов кабины пилотов и увеличение числа эксплуатируемых самолетов с автоматически управляемым полетом.

Научные достижения также позволили авиационной промышленности лучше понять, как человеческий фактор влияет на безопасность полетов. В то же время были также достигнуты значительные улучшения в производственных процессах, эксплуатации воздушных судов и регулировании.

Изменения требований

Хотя улучшение показателей безопасности полетов в авиационном секторе, особенно в том, что касается числа несчастных случаев со смертельным исходом, не может быть поставлено под сомнение, в нем по-прежнему отмечается высокий объем и рост числа страховых случаев, что означает, что авиаторы и страховщики не должны успокаиваться.

Более дорогостоящие ремонтные работы и претензии по двигателям, ущерб от попадания в двигатель посторонних предметов, инциденты с наземными столкновениями, скольжения и падения, приостановление эксплуатации флота, инциденты с неправильным заправкой и присуждение ответственности - это лишь некоторые из областей, в которых страховщики наблюдают повышенную активность. В последние годы количество долларов, выплаченных по претензиям, превышает общий объем страховых взносов в авиационном секторе.

Анализ AGCS более чем 50 000 претензий отрасли авиационного страхования на сумму более €14,8 млрд ($16,3 млрд) за последние пять лет показывает, что на долю инцидентов столкновения/аварии приходится более половины стоимости всех претензий (57%), что эквивалентно €8,4 млрд ($9,3 млрд) и более четверти по количеству (27%).

Потеря контроля в полете является наиболее частой причиной летальных исходов. Заявления о столкновениях/авариях также включают такие инциденты, как жесткие посадки, удары птиц и инциденты на взлетно-посадочной полосе. Анализ показывает, что было зарегистрировано 470 инцидентов на взлетно-посадочной полосе, в результате которых за пять лет были предъявлены иски, причинившие ущерб на сумму более €800 млн ($883 млн). Средняя сумма иска на взлетно-посадочной полосе составляет около €1,7 млн ($1,9 млн).

Все более сложные самолеты также способствуют более дорогим претензиям. В частности, более сложные двигатели и в некоторых случаях используют композитные материалы, такие как слои углеродного волокна, скрепленные смолой, которые являются прочными и легкими и помогают повысить эффективность использования топлива, могут быть дорогостоящими и более трудоемкими в ремонте. Все больше и больше самолетов используют композитные материалы и значительные повреждения дороже ремонтировать, чем в традиционных двигателях из металлических сплавов.

Возрастающая сложность конструкции, технологии и производства самолетов также приводит к более дорогостоящим инцидентам с остановкой эксплуатации, в которых участвуют целые флоты, как в случае Boeing 787 Dreamliner в 2013 году, после проблем с электрической системой, связанных с литий-ионными батареями, и в последнее время после двух фатальных аварий с участием Boeing 737 Max в течение пяти месяцев в 2018 и 2019 годах.

Сообщается, что Boeing зарезервировал не менее $ 5 млрд для покрытия расходов, связанных с глобальным приостановлением эксплуатации 737 Max. Такие инциденты подчеркивают сложность поиска технических решений сложных проблем, что увеличивает время, необходимое для возвращения самолетов в эксплуатацию.

Даже после того, как причина найдена, задача модернизации флота занимает значительное время. Органы гражданской авиации и безопасности полетов становятся все более осторожными, и это правильно. Тем не менее, это, вероятно, приведет к большему и более длительному приостановлению эксплуатации самолетов в будущем.

Требования ответственности на одного пассажира также растут, и многие американские адвокаты-истцы добиваются более высоких вознаграждений от более широкого круга инцидентов в свете меньшего количества крупных потерь авиакомпаний. Более высокие выплаты бросают вызов во время растущего числа пассажиров и больших самолетов, которые могут перевозить сотни пассажиров. С потенциальными премиями на одного пассажира в миллионах долларов, крупный авиационный инцидент может впоследствии привести к потере по ответственности в размере $ 1 млрд.

Страховщики также видят более высокий уровень требований о повреждении от посторонних объектов. По данным Федеральной авиационной администрации США, в 2018 году было зарегистрировано более 14 600 столкновений с представителями дикой природой. Столкновения с птицами вносят заметный вклад в авиационные страховые претензии, приводящие к более, чем € 330 млн ($364 млн) убытков за последние пять лет и более 1000 претензий, что были получены страховщиками, согласно анализу AGCS. Средний иск стоит около $360 000, но некоторые из них могут стоить до $ 16 млн. Чаще всего это происходит, когда птицы бьют ветровые стекла или залетают в двигатели. Экономический ущерб от столкновений с птицами оценивается в размере от $ 400 млн в год в США до $ 1,2 млрд во всем мире.

С таким большим количеством различных типов самолетов, использующих различные виды топлива и присадок, человеческая ошибка является реальным риском, и по причине неправильной заправки самолетов претензии также растут. Ошибки наземных служб могут привести к дорогостоящему повреждению двигателя и его ремонту, а также к длительному приостановлению эксплуатации, когда топливные системы должны быть заменены, но также могут иметь катастрофические последствия, потенциально приводя к остановке реактивных двигателей в полете.

061119 31

 

Тенденции и проблемы рисков

Дефицит пилотов вызывает проблемы и спрос на новых пилотов, который, как ожидается, составит около 800 000 человек в течение следующих 20 лет, фактически это удвоит текущую рабочую силу, обусловленную большим количеством самолетов, значительным спросом на авиаперелеты и ужесточением предложения рабочей силы.

Нехватка пилотов привела к экспоненциальному росту активности в летных школах, что привело к увеличению риска. Растущий спрос повышает стоимость самолетов, используемых в школах, поскольку школы все чаще используют более сложные самолеты для подготовки пилотов. Средняя страховая стоимость самолетов в некоторых школах увеличилась с примерно с $ 100 000 в прошлом до $1 млн сегодня. Летные школы подвержены несчастным случаям, но требования становятся все более дорогими с ростом стоимости и повышенной активностью.

Аварии при посадке наиболее распространены, но страховщики также видят общие потери. Нехватка пилотов может также привести к таким проблемам, как пилоты, летающие с меньшим опытом, снижение прозрачности обучения для удовлетворения спроса и усталость пилотов.
Чрезмерная зависимость от систем автоматизации. По-прежнему возникают вопросы о чрезмерной зависимости пилотов от систем автоматизации самолетов, которые могут представлять угрозу для жизни по мере усложнения технологий. Ряд крупных аварий подчеркивают проблемы, связанные с взаимодействием с этими системами.

В целом, стандарты обучения улучшились, но системы все еще могут отказывать или неправильно эксплуатироваться, хотя и редко, и необходимо продолжать уделять особое внимание пилотам, летающим с автоматизацией и без нее в процессе обучения. Пилоты должны быть лучше подготовлены, чтобы иметь возможность принимать корректирующие меры в случае технической неисправности.

Больше турбулентности в полете. Турбулентность испытывается каждый день на рейсах по всему миру. Экстремальная турбулентность может привести к структурному повреждению самолета, что может стоить миллионы долларов, в то время как изменение траектории полета и высоты полета, чтобы избежать турбулентности, по оценкам, будет стоить американским авиакомпаниям более 100 миллионов долларов в год.

В будущем турбулентность, как ожидается, увеличится из-за изменения климата, причем наибольший рост ожидается в Североатлантическом полетном коридоре. Этот корридор является маршрутом, который многие международные рейсы используют для перемещения между Северной Америкой и Европой и около 3000 рейсов, пересекает Атлантику в один день. Турбулентность часто бывает неожиданной. Пилоты должны быть должным образом обучены тому, как справиться с такой ситуацией.

Быстрый рост количества беспилотных летательных аппаратов. Коммерческий рынок дронов только в США, как ожидается, утроится в ближайшие пять лет, что является одной из самых больших проблем, влияющих на авиационную промышленность. Беспилотные летательные аппараты приносят пользу системе воздушного транспорта, такую, как возможность проводить аэрофотосъемку зданий терминалов, предоставлять 3D-карты взлетно-посадочных полос для выявления работ по техническому обслуживанию и способность быстро обнаруживать посторонние объекты в аэропортах, тем самым обеспечивая поддержку безопасности. Однако по мере увеличения количества дронов возрастают и риски. Растет число авиационных инцидентов с беспилотниками и других инцидентов безрассудного поведения в аэропортах или вокруг них.

Отчеты о безопасности, связанные с беспилотными летательными аппаратами в США, выросли с нуля в феврале 2014 года до более чем 250 в июне 2017 года, в то время как количество раз, когда беспилотный летательный аппарат угрожал безопасности воздушного судна в воздушном пространстве Великобритании, выросло более чем на треть только в 2018 году до 125.

Даже небольшой беспилотный летательный аппарат может нанести физический ущерб в размере 10 миллионов долларов, если он ударит по двигателю самолета. В случае инцидента воздушные суда также могут быть вынуждены совершить аварийную посадку, что приведет к задержке или отмене рейса и значительным экономическим потерям. Дроны стали безопаснее, поскольку технология улучшилась. Однако регулирование по-прежнему отстает от инноваций.

Киберриски, такие как хакерские атаки, сбои в работе систем и утечка данных, являются главной проблемой для респондентов авиационного сектора в барометре рисков Allianz 2019, который опрашивает экспертов по управлению рисками по всему миру, опережая тесно связанный риск прерывания бизнеса (BI). Полагаясь на ИТ-системы для бронирования, продажи билетов и выполнения полетов, авиационная отрасль особенно уязвима к событиям BI, либо от злонамеренной атаки, человеческой ошибки или технической ошибки.

По данным Управления подотчетности правительства США, 34 ИТ-сбоя затронули 11 американских авиакомпаний только в период с 2015 по 2017 год, 29 из которых привели к нарушению или отмене рейсов. В то время как осведомленность о киберрисках возросла, особенно среди авиационных производителей, сложность управления киберрисками в этом секторе значительно отличается.

В то время как аварии в полете продолжают возникать все реже, аварии на земле остаются проблемой, которая может обостриться в будущем. Во многих случаях инфраструктура аэропортов не поспевает за быстрым ростом числа пассажиров и воздушных судов, и ожидается, что в течение 10 лет подавляющее большинство аэропортов мира столкнутся с проблемами пропускной способности, связанными с инфраструктурой.

Многие уже имеют дело с еженедельными задержками, связанными с инфраструктурой. Наземные заторы вызывают беспокойство не только из-за задержек, но и из-за безопасности полетов. Было подсчитано, что дорожно-транспортные происшествия могут стоить авиакомпаниям до $10 млрд в год в виде прямых и косвенных расходов. С увеличением количества самолетов на земле переполненные зоны обслуживания и перроны приводят к увеличению числа инцидентов, связанных со столкновениями.

Анализ более чем 500 случаев потерь в 14 немецких аэропортах, проведенный AGCS, показывает, что повреждение транспортных средств на летном поле является ведущей причиной страховых убытков. Более половины этих событий были вызваны столкновениями с тягачами, багажными тележками, воздушными рабочими платформами или системами мойки. Связь является неотъемлемой частью наземной инфраструктуры и неэффективная связь может быть причиной многих наземных аварий.

061119 1

Подготовлено порталом Allinsurance.kz