5.5. Реестр рисков
Полученная из разных источников информация о выявленных рисках собирается в информационной системе по управлению рисками. Ее основой является так называемый реестр рисков. В нем собранные данные структурируются определенным образом (обычно, в табличном виде), позволяющим их наглядно представлять и сравнивать.
Единой рекомендованной формы реестра нет. Однако в большинстве случаев в нем присутствуют поля, определяющие для каждого риска:
- категорию по разным критериям классификации;
- виды ценностей, подверженных действию данного риска;
- основные причины реализации риска;
- описание опасных событий;
- виды воздействия опасных событий на ценности при реализации данного риска;
- перечень факторов, влияющих на вероятность и тяжесть реализации риска (факторы риска);
- сотрудников или подразделения, ответственных за работу с данным риском.
Данная информация регистрируется в реестре в процессе идентификации. Кроме того, в реестре предусмотрены поля, которые заполняются в процессе дальнейшей работы, в частности при оценивании и обработке рисков. Они определяют:
- вероятность наступления риска;
- тяжесть последствий;
- возможные меры регулирования и финансирования данного риска;
- способы контроля уровня риска и эффективности управления им.
Представления относительно полноты (степени подробности) информации по каждому полю также различны. Излишне детализированная информация требует больших трудовых затрат на ее сбор и регистрацию, она может плохо поддаваться формализации и обработке. В то же время поверхностное описание не позволяет выявлять аспекты риска. Задачей риск-менеджера является выбор такой структуры и формата заполнения реестра рисков, которые наиболее адекватно соответствуют целям системы управления рисками и имеющимся трудовым и информационным ресурсам организации.