На мой взгляд, очевидно, что процесс интеграции бывшей ФССН в нынешнюю ФСФР функционально и содержательно еще не завершился. Дальше механического соединения двух оргструктур процесс не пошел, хотя с момента начала присоединения прошло уже больше года.
В новом страхнадзоре мы наблюдаем перекос в сторону форм и методов регулирования и контроля, применяемых на финансовом рынке с отходом от тех форм и методов, которые используются на страховом рынке России, да и в мире.
Однако это вовсе не означает, что методы ФСФР эффективнее – это лишь объективные последствия того самого механического присоединения меньшей структуры к большей.
Полтора года назад среди главных аргументов в пользу реорганизации был ожидаемый эффект синергии в виде повышения эффективности надзора при одновременной экономии государственных затрат на финансирование новой службы, а также снижения штатной численности. Произошло же все ровно наоборот. Сейчас ФСФР запрашивает у правительства дополнительную численность – 405 единиц (при том, что в самой службе сотни две вакансий) и просит увеличить финансирование на пару миллиардов рублей.
После такого «повышения эффективности деятельности» у правительства не остается никаких вариантов, кроме одного – слить службу с ЦБ РФ. Но не факт, что от нового слияния качество контрольно-надзорной работы улучшится. Скорее всего, вторая реорганизация страхового надзора приведет к дальнейшему снижению профессионализма и компетенции, к потере и кадров, и преемственности, и, как следствие, к деградации страхового надзора уже как государственной функции.
Произойдет это потому, что власть снова повторяет свою, на мой взгляд, главную ошибку: мнение страхового и финансового сообщества ее не интересовало ни при первой реорганизации, ни при грядущей. Никто внятно не рассказал о целесообразности и необходимости такой реорганизации и не потрудился просчитать последствия и ожидаемый эффект. И это при том, что мы чуть ли не каждый день слышим о важности диалога с малым, средним, да и с крупным бизнесом.
Отсутствие же диалога делает весьма вероятными ошибки и упущения, а в конце концов – и дискредитацию самой идеи мегарегулятора в глазах участников рынка.
Представляется целесообразным включиться всем, кого беспокоят эти проблемы, в конструктивный диалог с Минфином, Правительством, с тем чтобы совместно обсудить вопросы о планах, этапах, сроках, целях и задачах интеграции ФСФР в ЦБ РФ, о самой целесообразности такой реорганизации, прогнозной оценке эффективности функционирования страхового надзора в условиях нахождения в структуре ЦБ РФ. Было бы интересно узнать предполагаемую структуру нового образования, финансовые затраты на процедуру реорганизации, планируемую экономию на содержании новой структуры при одновременном повышении эффективности деятельности и т. д.
Иначе для чего все это? Согреться?