Банк России пытается заставить негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и их агентов информировать граждан о новеллах в законодательстве в части смены страховщиков.
Центробанк разослал по саморегулируемым организациям (СРО) пенсионного рынка письмо, в котором предложил им совместно с НПФ "рассмотреть вопрос об организации информирования" клиентов о новом порядке смены страховщика, пишет "Коммерсант".
С точки зрения регулятора, это необходимо сделать "в целях защиты прав застрахованных лиц и недопущения злоупотреблений в связи с неосведомленностью граждан".
Летом этого года был принят закон о переходах, согласно которому с 2019 года у граждан остаются лишь два способа подачи заявления на смену страховщика: личный визит гражданина или его представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности, в ПФР, либо же подача заявления через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Сейчас граждане помимо этих способов могут подать документы через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР, а также направить заявления почтой и курьером при условии заверения бумаг нотариусом.
ЦБ предлагает информировать клиентов о новых правилах подачи документов на сайтах НПФ и пенсионных СРО, с помощью стендов, плакатов, буклетов, которые должны находиться в офисах фондов и их агентов, а также разработать скрипты для людей, осуществляющих переводы, и для операторов колл-центров НПФ.
Помимо способов подачи документов, по мнению ЦБ, фонды должны оповестить граждан и о других нормах закона. В частности, застрахованным лицам должны рассказать о "периоде охлаждения" (в декабре), когда заявления о переходе подавать нельзя, зато можно поменять свое решение, принятое в текущем году. Также клиентов оповестят, что если в этом году они поменяли свое мнение, то им сначала надо будет написать отказ от предыдущего заявления о переходе. Все заявления, поданные гражданами или от их имени, должны быть размещены на сайте ЕПГУ, о чем также должно быть доведено до сведения клиентов фондов. СРО должны уже к 1 ноября направить в ЦБ "дорожную карту" по осуществлению необходимых мероприятий.
Законодательные нормы не обязывают фонды проводить подобные информационные кампании, но опрошенные НПФ заявили, что будут принимать участие в этой кампании. Правда, в фондах еще не оценили затраты на информирование граждан.
Источник Финмаркет