В России кардинально меняется рассмотрение споров между гражданами и страховыми компаниями, банками, ломбардами и другими финансовыми организациями. Теперь урегулированием займется не суд, а в первую очередь служба финансового омбудсмена. Как будет работать новый механизм? Об этом рассказали представители отделения Барнаул Сибирского ГУ ЦБ. Новый порядок рассмотрения споров граждан с различными финансовыми организациями предусмотрен законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу 3 сентября. 


1. В чем суть нового механизма?

За урегулированием спора со страховщиками (кроме тех, кто занимается только обязательным медстрахованием), банками, ломбардами и другими финансовыми организациями граждане обязаны будут обращаться не в суд, а в службу финомбудсмена. Этот порядок обязательный.

Правда, перед этим гражданину надо обратиться к самой финорганизации. На ответ ей дается 15−30 дней (в зависимости от давности происшествия). Если она не ответила в срок или отказалась удовлетворить претензию, гражданин направляет обращение к финомбудсмену. А если стороны не удовлетворены его решением, они могут оспорить его в суде.

2. Какие именно споры рассмотрит финуполномоченный?

Только имущественные. Споры о взыскании с финансовых организаций денег не могут превышать 500 тыс. рублей, споры по ОСАГО не лимитированы. Среди споров, которые он будет рассматривать, например, невозврат средств, вложенных в кредитный потребкооператив, невыплата процентов по вкладу, излишне взысканные проценты по кредиту.

А вот спор, скажем, о реструктуризации кредита финомбудсмен рассматривать не будет.

3. Как будет организовано рассмотрение споров?

Обращение можно подать как в бумажном виде (по почте), так и в электронном — на сайте уполномоченного, через портал «Госуслуги» или МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8.00 до 20.00, некоторые — круглосуточно.

Приезжать из регионов не надо — основная форма рассмотрения заочная. По ходатайству сторон или решению самого уполномоченного спор может рассматриваться и в очной форме.

4. Как будет исполняться решение?

Финансовая организация обязана его исполнить. Если не исполнит, омбудсмен сообщит в Банк России и выдаст потребителю удостоверение — аналог исполнительного листа. На его основании пристав добивается исполнения.

При этом если финансовая организация не исполнит решение добровольно, по заявлению потребителя финомбудсмен может взыскать с нее штраф: 50% от суммы заявленного требования.

5. Будут ли на местах создаваться структуры?

Пока неясно. А вот главный финансовый уполномоченный уже назначен — 24 августа им стал Юрий Воронин, ранее советник председателя Банка России (а еще раньше руководитель аппарата Счетной палаты РФ). Кроме того, будут назначены финансовые уполномоченные (то есть не главные) по направлениям.

6. Будет ли финомбудсмен рассматривать обращения юрлиц?

Новая организация будет рассматривать обращения только граждан (физлиц) — потребителей финансовых услуг. Споры не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью.

При этом обращения граждан бесплатные. Впрочем, если обращение подано профессиональным посредником, например, юристом, то заплатить все же придется.

7. Когда граждане смогут начать обращаться за помощью к финомбудсмену?

Первыми под действие закона попадут страховые компании, работающие с «автогражданкой». Остальные чуть позже. Сроки введения обязанности исполнения решения таковы.

Страховые организации в части ОСАГО (и других «моторных» видов страхования) — с 1 июня 2019 года;
страховые организации в части остальных видов страхования (кроме ОМС) — с 28 ноября 2019 года;
микрофинансовые организации — с 1 января 2020 года;
банки, кредитные кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды — с 1 января 2021 года.

С финомбудсменом обязаны будут взаимодействовать все финансовые организации, реестр которых ведет Банк России.

8. Зачем вообще нужна новая служба?

Во-первых, разгрузить суды и ускорить рассмотрение. В 2017 году в судах рассмотрено более 390 тыс. исков, связанных только с ОСАГО. Служба финомбудсмена обязана разрешить спор за 15 рабочих дней (возможно продление на 10 дней).

Во-вторых, способствовать улучшению взаимоотношений с потребителями. Финансовые организации будут платить взносы в службу омбудсмена. И их размер зависит от количества проигранных споров, полноты и своевременности исполнения решений.

Результаты рассмотрения споров будут публичными. Люди смогут выбрать организацию, которая более добросовестно относится к потребителям.

9. За счет каких средств будет работать служба финуполномоченного?

За счет взносов Банка России, финансовых организаций, платы за рассмотрение обращений третьих лиц и других поступлений, не запрещенных законом.



Надежда СКАЛОН, altapress.ru

Читайте также...

Работодатели продолжали поддерживать персонал в условиях хаоса COVID

16-06-2021 Просмотров:107

Работодатели продолжали поддерживать персонал в условиях хаоса COVID

Несмотря на то, что COVID негативно повлиял на 70% работодателей, большинство из...

Страховые случаи BI помогли собрать рекордную волну коллективных исков

16-06-2021 Просмотров:75

Страховые случаи BI помогли собрать рекордную волну коллективных исков

Аналитики считают, что конфиденциальность данных и кибербезопасность вызовут в будущем избыток коллективных...

Накопление газа на Китайской АЭС вызывает вопросы у EDF

16-06-2021 Просмотров:104

Накопление газа на Китайской АЭС вызывает вопросы у EDF

Французская коммунальная компания, которая частично владеет атомной электростанцией недалеко от Гонконга, ищет...

Члены CCRIF Caribbean продлевают параметрическое страхование

16-06-2021 Просмотров:142

Члены CCRIF Caribbean продлевают параметрическое страхование

Карибская компания с сегрегированным портфелем страхования рисков катастроф (CCRIF SPC) объявила, что...

AEGIS London предложит параметрическое покрытие для злоумышленного инцидента

16-06-2021 Просмотров:165

AEGIS London предложит параметрическое покрытие для злоумышленного инцидента

Страховая компания Ллойда AEGIS London объявила о запуске нового параметрического страхового продукта,...

Протесты в Колумбии могут вызвать повышение ставок перестрахования в Латинской…

16-06-2021 Просмотров:159

Протесты в Колумбии могут вызвать повышение ставок перестрахования в Латинской Америке: Fitch

Аналитики Fitch Ratings предупредили, что колумбийские страховщики могут столкнуться с воздействием на...

Сильная зависимость от перестрахования подвергает риску ирландских потребителей

16-06-2021 Просмотров:135

Сильная зависимость от перестрахования подвергает риску ирландских потребителей

В течение 2019 года компании общего страхования в Ирландии передали международным перестраховщикам...

Aon прогнозирует смещение приоритетов перестраховщиков по мере снижения цен

16-06-2021 Просмотров:168

Aon прогнозирует смещение приоритетов перестраховщиков по мере снижения цен

В рамках своего отчета «Обзор мирового рынка» брокер Aon прогнозирует, что ключевые...