В России кардинально меняется рассмотрение споров между гражданами и страховыми компаниями, банками, ломбардами и другими финансовыми организациями. Теперь урегулированием займется не суд, а в первую очередь служба финансового омбудсмена. Как будет работать новый механизм? Об этом рассказали представители отделения Барнаул Сибирского ГУ ЦБ. Новый порядок рассмотрения споров граждан с различными финансовыми организациями предусмотрен законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу 3 сентября. 


1. В чем суть нового механизма?

За урегулированием спора со страховщиками (кроме тех, кто занимается только обязательным медстрахованием), банками, ломбардами и другими финансовыми организациями граждане обязаны будут обращаться не в суд, а в службу финомбудсмена. Этот порядок обязательный.

Правда, перед этим гражданину надо обратиться к самой финорганизации. На ответ ей дается 15−30 дней (в зависимости от давности происшествия). Если она не ответила в срок или отказалась удовлетворить претензию, гражданин направляет обращение к финомбудсмену. А если стороны не удовлетворены его решением, они могут оспорить его в суде.

2. Какие именно споры рассмотрит финуполномоченный?

Только имущественные. Споры о взыскании с финансовых организаций денег не могут превышать 500 тыс. рублей, споры по ОСАГО не лимитированы. Среди споров, которые он будет рассматривать, например, невозврат средств, вложенных в кредитный потребкооператив, невыплата процентов по вкладу, излишне взысканные проценты по кредиту.

А вот спор, скажем, о реструктуризации кредита финомбудсмен рассматривать не будет.

3. Как будет организовано рассмотрение споров?

Обращение можно подать как в бумажном виде (по почте), так и в электронном — на сайте уполномоченного, через портал «Госуслуги» или МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8.00 до 20.00, некоторые — круглосуточно.

Приезжать из регионов не надо — основная форма рассмотрения заочная. По ходатайству сторон или решению самого уполномоченного спор может рассматриваться и в очной форме.

4. Как будет исполняться решение?

Финансовая организация обязана его исполнить. Если не исполнит, омбудсмен сообщит в Банк России и выдаст потребителю удостоверение — аналог исполнительного листа. На его основании пристав добивается исполнения.

При этом если финансовая организация не исполнит решение добровольно, по заявлению потребителя финомбудсмен может взыскать с нее штраф: 50% от суммы заявленного требования.

5. Будут ли на местах создаваться структуры?

Пока неясно. А вот главный финансовый уполномоченный уже назначен — 24 августа им стал Юрий Воронин, ранее советник председателя Банка России (а еще раньше руководитель аппарата Счетной палаты РФ). Кроме того, будут назначены финансовые уполномоченные (то есть не главные) по направлениям.

6. Будет ли финомбудсмен рассматривать обращения юрлиц?

Новая организация будет рассматривать обращения только граждан (физлиц) — потребителей финансовых услуг. Споры не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью.

При этом обращения граждан бесплатные. Впрочем, если обращение подано профессиональным посредником, например, юристом, то заплатить все же придется.

7. Когда граждане смогут начать обращаться за помощью к финомбудсмену?

Первыми под действие закона попадут страховые компании, работающие с «автогражданкой». Остальные чуть позже. Сроки введения обязанности исполнения решения таковы.

Страховые организации в части ОСАГО (и других «моторных» видов страхования) — с 1 июня 2019 года;
страховые организации в части остальных видов страхования (кроме ОМС) — с 28 ноября 2019 года;
микрофинансовые организации — с 1 января 2020 года;
банки, кредитные кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды — с 1 января 2021 года.

С финомбудсменом обязаны будут взаимодействовать все финансовые организации, реестр которых ведет Банк России.

8. Зачем вообще нужна новая служба?

Во-первых, разгрузить суды и ускорить рассмотрение. В 2017 году в судах рассмотрено более 390 тыс. исков, связанных только с ОСАГО. Служба финомбудсмена обязана разрешить спор за 15 рабочих дней (возможно продление на 10 дней).

Во-вторых, способствовать улучшению взаимоотношений с потребителями. Финансовые организации будут платить взносы в службу омбудсмена. И их размер зависит от количества проигранных споров, полноты и своевременности исполнения решений.

Результаты рассмотрения споров будут публичными. Люди смогут выбрать организацию, которая более добросовестно относится к потребителям.

9. За счет каких средств будет работать служба финуполномоченного?

За счет взносов Банка России, финансовых организаций, платы за рассмотрение обращений третьих лиц и других поступлений, не запрещенных законом.



Надежда СКАЛОН, altapress.ru

Читайте также...

Частота штормов и повышение уровня моря приведет к большим убыткам…

26-01-2021 Просмотров:67

Частота штормов и повышение уровня моря приведет к большим убыткам в США

В недавнем отчете, посвященном изучению влияния изменения климата на риски ураганов в...

Решение по выплатам из-за COVID в отношении ресторанов может иметь…

26-01-2021 Просмотров:68

Решение по выплатам из-за COVID в отношении ресторанов может иметь более широкие последствия для перестраховщиков

После знаменательного решения судьи штата Огайо в отношении приостановлении деятельности в связи...

Индийские страховщики готовы противостоять экономическому спаду: Moody's

26-01-2021 Просмотров:69

Индийские страховщики готовы противостоять экономическому спаду: Moody's

Moody's сообщило об относительно оптимистичных прогнозах в отношении индийского страхового сектора, учитывая...

Aon: экономические потери от природных катастроф составили $268 млрд в…

25-01-2021 Просмотров:189

Aon: экономические потери от природных катастроф составили $268 млрд в 2020 году

Погода, влияющая на климат, является ключевым фактором глобального ущерба в размере $268...

SCOR запускает калькулятор биометрических рисков на основе машинного обучения

25-01-2021 Просмотров:188

SCOR запускает калькулятор биометрических рисков на основе машинного обучения

Гигант перестрахования SCOR объявил о запуске Vitae, автоматизированного биометрического калькулятора рисков, который...

Продажа Willis Re может быть необходимой для слияния Aon и…

25-01-2021 Просмотров:202

Продажа Willis Re может быть необходимой для слияния Aon и WTW

73% участников отрасли выражают уверенность в том, что регулирующие органы потребуют от...

Как цифровые инструменты модернизируют устаревшие процессы обработки страховых требований

25-01-2021 Просмотров:221

Как цифровые инструменты модернизируют устаревшие процессы обработки страховых требований

Сегодняшние клиенты страховых компаний полностью ожидают быстрых и простых в использовании платформ,...

Страховщики открывают дверь инновациям

25-01-2021 Просмотров:180

Страховщики открывают дверь инновациям

В настоящее время насущной проблемой является то, как страховщики будут справляться, когда...