Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейское управление по страхованию и пенсионному обеспечению (EIOPA) предложили подход на уровне ЕС по снижению экономического воздействия стихийных бедствий, опирающийся на существующие национальные и европейские структуры.
Предложение состоит из двух дополнительных компонентов. Первый — это государственно-частная схема перестрахования ЕС, направленная на увеличение страхового покрытия рисков стихийных бедствий. Объединяя риски по всему ЕС, эта схема могла бы выиграть от экономии масштаба и помочь распределить бремя высоких рисков по всей Европе. Она будет финансироваться за счет премий, основанных на риске, от перестраховщиков или национальных страховых схем. Также обсуждается возможность передачи части риска посредством общеевропейских катастрофических облигаций, покрывающих множественные опасности.
Вторым компонентом является фонд ЕС для финансирования государственного бедствия, призванный усилить управление рисками бедствий в государствах-членах. Финансируемый за счет взносов государств-членов, этот фонд поможет восстановить общественную инфраструктуру после стихийных бедствий, при условии, что государства-члены заранее внедрили согласованные меры по смягчению риска, чтобы минимизировать риск морального риска.
«Это предложение является ответом на растущую частоту и серьезность природных катастроф, связанных с изменением климата, и растущие экономические потери, которые они влекут за собой», — заявили Eiopa и ЕЦБ. «Предложение направлено на защиту людей, предприятий и правительств от этих потерь, тем самым также смягчая связанные с ними макроэкономические и финансовые риски стабильности в ЕС. Оно делает это путем стимулирования смягчения рисков и адаптации и прояснения разделения ответственности между частным и государственным секторами».
Оба органа заявляют, что «страхование, как ожидается, станет доступным по стоимости», в то время как разрыв в защите «вероятно, еще больше увеличится», поскольку природные катаклизмы станут более частыми и серьезными.
В совместном документе Eiopa и ЕЦБ рассматривается опыт 12 национальных схем защиты от природных катастроф, восемь из которых уже действуют в европейских государствах-членах. «Национальные государственно-частные схемы страхования помогают сократить разрыв в страховой защите в нескольких странах», — говорится в документе. Средняя доля экономических потерь от природных катастроф в европейских странах с существующей схемой составляет 47% по сравнению с 18% в странах без схемы.
«Существование таких схем в европейских странах коррелирует с более высоким страховым покрытием. Национальные схемы направлены на расширение страхового покрытия и поощрение предотвращения рисков», — констатируют Eiopa и ЕЦБ. При этом отмечается, что на национальном уровне возможностей диверсификации рисков меньше, чем на уровне ЕС. Доступ к предлагаемому общеевропейскому пулу будет добровольным.
По мнению авторов, взаимодействие с существующими национальными схемами «требует более тщательного изучения», если законодатели выдвинут предложение о схеме в масштабах ЕС. При этом национальная схема не будет обязательным условием для доступа к схеме ЕС, и государства-члены не должны отказываться от создания национального решения.
Наводнения во многих районах Европы в этом году подчеркнули «важность мер по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям, снижению рисков и адаптации» для предотвращения или ограничения последствий стихийных бедствий.
«На уровне ЕС полезно обсудить, как меры адаптации могут помочь в упреждающем сокращении потерь от стихийных бедствий и как распределение потерь между государственным и частным секторами может помочь в повышении осведомленности о рисках и улучшении управления рисками до наступления стихийных бедствий», — говорится в документе.
Председатель Eiopa Петра Хилькема заявила: «Недавние события в Европе продемонстрировали, с какими трудностями сталкиваются ЕС и его государства-члены при борьбе со стихийными бедствиями. Это требует скоординированных действий. Представленные предложения призваны инициировать обсуждение возможных путей сокращения разрыва в страховой защите посредством решения на уровне ЕС, сохраняя при этом целостность национальных страховых схем».
Луис де Гиндос, вице-президент ЕЦБ, говорит: «Нам нужно подготовиться к растущим климатическим рискам. Предлагаемое решение — один из возможных способов смягчить макроэкономические и финансовые риски стабильности, связанные со стихийными бедствиями, а также снизить моральный риск».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz