Банк России определил три ключевые проблемы, решить которые регулятор рассчитывает в диалоге с участниками рынка, сообщил заместитель директора департамента страхового рынка ЦБ Никита Теплов, выступая на сессии XXI Международного банковского форума в Сочи.
Одной из проблем он назвал сохраняющиеся высокие комиссии банков при оформлении договоров страхования заемщиков, которые достигают 70-90%.
«Об этой проблеме мы говорим не первый год. О какой клиентской ценности в таком страховом продукте можно говорить в этом случае? Это как-то надо решать, мы общаемся, предупреждаем и говорим с участниками рынка. Если не видим отклика, начинаем рубить «гордиев узел», - предупредил он.
Вторая значимая проблема связана с практикой «замещения страховых продуктов» иными.
«Есть страховые компании, у которых в группе нет банков, есть банки, у которых нет страховых компаний, и они предлагают альтернативу страховым продуктам», - пояснил представитель ЦБ.
«Типовым случаем можно считать вариант, когда третье лицо гарантирует - в случае смерти заемщика или при потере им работы, - что он за него заплатит банку. При этом потом права требования у гаранта к заемщику не возникает», - сказал Теплов.
Другая схема по замене страхового полиса, по его словам, - «прощение долга за деньги».
«Если заемщик умирает или становится инвалидом 1-2-й группы, долг ему прощается. Клиент изначально за это платит какую-то сумму. Получается, что те вещи, которые мы вместе с рынком выстрадали в части цивилизованной защиты потребителя в страховании, они все здесь не работают. Это нас беспокоит, думаю и вас должно беспокоить, когда на «вашу поляну» заходят другие люди», - сказал Теплов.
Третья проблемная история касается ситуации с замороженными выплатами дополнительного инвестиционного дохода (ДИД) по полисам страхования жизни (после введения санкций и блокировки международных расчетов - ИФ.
«Общий размер замороженного ДИДа довольно большой по объему. С одной стороны, вроде все делается правильно, проходит коммуникация страховщика с клиентом, последнему доносится информация - как только деньги разморозят, так сразу тебе заплатим», - сказал он.
«С другой стороны есть ряд договоров, по которым, судя по всему, если буквально читать договор, страховая компания уже ничего не должна клиенту. То есть на момент, когда нужно было рассчитывать ДИД, не было надлежащего источника информации для начисления ДИДа, а значит сумма определяется равной нулю».
Второй вариант той же истории - когда страховщики говорят, что они столкнулись с форс мажором» из-за санкций. «При этом я никакой очереди в ТПП за справками о форс мажоре я не видел», - констатировал Теплов.
Он обратил внимание на еще один лукавый аспект.
«Есть еще момент. Страховщики ведут переговоры с клиентами устно, а исковая давность все это время течет. Если допустить, что санкции снимутся и ДИД будет разморожен, клиент может оказаться в ситуации, когда он придет за деньгами, а страховщик либо скажет, что по договору ему ничего не должен, либо сошлется на истечение срока давности. Это будет скандал», - сказал Теплов.
ЦБ такое гипотетически вероятное развитие событий сильно тревожит, «регулятор намерен провести по этой теме коммуникацию со страховыми компаниями», заключил заместитель директора департамента страхового рынка Банка России.
Источник: ИА «Финмаркет»