После сильнейшего спада за последние два десятилетия экономика Казахстана вступает в фазу восстановления, согласно последнему Докладу Всемирного банка об экономике Казахстана «Переломный момент кризиса COVID-19».
Ожидается, что в 2021 году экономика Казахстана вырастет на 3,2% чему будет способствовать улучшение внешней среды, возобновление внутренней экономической активности и продолжение мер фискальной поддержки. Однако долгосрочные перспективы роста и повышение уровня жизни будут зависеть от реализации структурной политики правительства, направленной на ускорение роста производительности.
Согласно докладу внешняя экономическая среда улучшается для Казахстана. В Китае наблюдается более быстрый, чем ожидалось, экономический подъем, в то время как восстановление экономики Европейского союза происходит на фоне очередной волны COVID-19. Добыча нефти в Казахстане также увеличилась в связи с увеличением квоты ОПЕК на добычу и постепенным восстановлением спроса на сырую нефть. Сочетание этих факторов способствует постепенному увеличению экспорта. Также отмечается, что инфляция снизится до верхней границы целевого коридора в 2021 году. Краткосрочные экономические показатели указывают на улучшение внутренней деловой активности. Активность в розничной торговле и транспортировке грузов восстанавливается, а строительство демонстрирует устойчивый рост в результате государственной поддержки жилищного строительства.
«Мы ожидаем, что деловая активность будет постепенно улучшаться, и прогнозируем, что экономика вырастет примерно на 3,2% в текущем году. Тем не менее темп роста экономики будет ниже докризисных показателей», - отметил Самсу Рахарджа, Старший экономист представительства Всемирного банка в Казахстане. «Дальнейшее распространение вируса и возможные дополнительные карантинные меры как в Казахстане, так и в странах-торговых партнерах представляют основной риск для прогноза».
Эксперты подчеркивают неравномерное восстановление экономики: сфера производства восстанавливается быстрее, чем сектор услуг, которая больше всего пострадала от пандемии и в котором занята значительная часть рабочей силы. Недавнее исследование показывает, что на период первого квартала 2021 года существенная часть населения с низким доходом до сих пор остаются безработными. Эксперты отмечают, что ухудшение ситуации с пандемией может ухудшить ситуацию на рынке труда и потребовать дополнительных мер социальной поддержки.
Прогнозируется, что государственный долг будет постепенно расти до 2023 года, но останется на управляемом уровне. Поскольку правительство намерено избежать преждевременного прекращения фискальной поддержки, увеличение объема внутренних и внешних займов для финансирования дефицита, вероятно, станут основными факторами, способствующими увеличению долга. Резервы нефтяного фонда продолжат обеспечивать фискальную устойчивость бюджета.
«Пандемия, вероятно, продолжит влиять на темпы восстановления экономики, что в краткосрочной перспективе будет во многом зависеть от прогресса национальной программы вакцинации и поддерживающей фискальной политики», - отметил Жан-Франсуа Марто, Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане. «В среднесрочной перспективе восстановление будет зависеть от проведения структурных реформ и адаптации политики к решению возникающих проблем, связанных с региональной конкуренцией за привлечение иностранных инвестиций, повышением спроса на эффективность и подотчетность государственных органов, и вопросов, связанных с глобальным переходом к зеленой экономике».
В докладе отдельно рассмотрены факторы, влияющие на медленный рост производительности казахстанских фирм. Полученные данные свидетельствуют о сдержанном вкладе потенциала предприятий в модернизацию (инновации, управление), низкую эффективность распределения ресурсов, ограниченный вклад в динамику входа-выхода с рынка. Авторы отмечают необходимость усиления координации мер политики по обеспечению конкуренции, сокращения барьеров в секторе телекоммуникаций и коммунального хозяйства, стимулирования прямых инвестиций и увеличения инновационного потенциала предприятий.
Источник: Всемирный банк