Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.
По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.
Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в 4-5 раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.
В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.
Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.
Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.
Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли. Ерлан Бурабаев, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» и Азамат Керимбаев, основатель Datalab Group прокомментировали inbusiness.kz сиутация на страховом рынке.
Продажи полисов упали
Е. Бурабаев: «В период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился. Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров».
А. Керимбаев: «Опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий). 40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний.
При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%.
По нашим оценкам, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».
Причины падения продаж
Е. Бурабаев: «Нужно объективно и многофакторно оценивать данные. Поскольку полисы носят обязательный характер, после снятия карантина ожидается эффект отложенного спроса. Второй ключевой фактор – замедление или остановка в период карантина сделок по купле/продаже автомашин, что также повлияло на число заключаемых договоров страхования. Соответственно, со снятием карантина такие сделки возобновятся, возможно, будет догоняющий рост, что отразится в продажах полисов».
Драйверы роста страховых премий в 2019 году
А. Керимбаев: «В 2019 году прирост сборов составил 26%. Прежде всего такой рост продаж обусловлен ростом трансграничного страхования, когда на территории Казахстана эксплуатируются транспортные средства, зарегистрированные в других государствах. Поэтому значительный прирост показывают приграничные регионы, такие как Алматинская, Актюбинская, Костанайская, Атырауская области, ВКО и ЗКО.
В начале 2020 года выяснилось, что многие казахстанские автовладельцы завезли в Казахстан автомобили из Армении, России и Кыргызстана. В данном случае население приобретало страхование по иным тарифам. Например, если средний размер страховой премии обязательного автострахования для транспортных средств, зарегистрированных на территории РК, составляет 15 667 тенге, то при трансграничном страховании годовая страховая премия может превышать 50 тыс. тенге. Поэтому в приграничных регионах наблюдается рост страховых премий, что не всегда означает увеличение интереса к страхованию среди населения.
Согласно данным финансового регулятора, количество действующих договоров страхования среди физических лиц по состоянию на 01 марта 2020 года составило 3 483 052 ед., что на 292 208 ед. больше по сравнению с прошлым годом. Всего в стране на начало марта 2020 года зарегистрировано 3 651 159 легковых авто, т. е. мы можем констатировать, что обязательным страхованием охвачено 95% автовладельцев».
Выплаты будут меньше, но неясно насколько
Е. Бурабаев: «ГПО ВТС является не самым крупным, но довольно существенным классом страхования по объему страховых премий в страховой отрасли Казахстана. Снижение количества ДТП в двух городах, безусловно, повлияет на объемы страховых выплат, но точную количественную оценку дать сложно. В условиях карантина филиалы страховых компаний не работали, и граждане, ставшие потерпевшими в ДТП, были ограничены в возможности обращения в страховые компании и предоставления документов.
В среднем время между самим ДТП и страховой выплатой варьируется от двух до трех недель, но бывает и дольше при сложных случаях. С 27 апреля решением госкомиссии РК страховым компаниям было разрешено возобновить работы, и мы начнем наконец принимать заявления от граждан, проводить оценки и так далее. Пока мы всю сумму по страховым выплатам за март не видим. Тем более по решению регулятора были сдвинуты сроки предоставления статистической и финансовой отчетности
Говоря о возможном снижении выплат, необходимо учитывать еще и социальные аспекты. Вся страна находится на карантине, по разным оценкам, до 40 и более дней. Сидя дома, граждане несколько утрачивают навыки вождения, и есть риск отложенных выплат, когда возврат к повседневному образу жизни после продолжительного карантина увеличит аварийность на дорогах. Это закономерно, но давать количественный прогноз сложно в отсутствие соответствующих моделей».
Роль двух столиц в экономике страховщиков
А. Керимбаев: «Почти 25% всех сборов страховых премий по обязательному автострахованию приходится на город Алматы. На столицу приходится 7,7%. Что касается страховых выплат, то явными фаворитами здесь также являются Нур-Султан и Алматы. Из почти 30 млрд тенге страховых выплат за 2019 год 12 млрд тенге приходится на эти города. Страховые выплаты в 2019 году значительно выросли по сравнению с 2018 годом. Если быть точным, прирост составил 35%, т. е. с 22 млрд тенге до 29,7 млрд тенге.
Общий объем страховых выплат по обязательному автострахованию вырос по двум основным причинам. Во-первых, выросло количество урегулированных страховых случаев. Если в 2018 году страховщики выплатили возмещение по 59 835 случаям, то в 2019 году количество урегулированных случаев составило 74 914. Во-вторых, выросла средняя сумма страхового возмещения, т. е. в 2018-м средний размер страховой выплаты составил 368 тыс. тенге, а в 2019 году средняя выплата составила 396 тыс. тенге.
Рост средней выплаты связан с изменениями в законодательстве об обязательном автостраховании, увеличены максимальные суммы страхового возмещения, и с ослаблением национальной валюты в предыдущих годах, что повлияло на стоимость запасных частей для авто.
Как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний
Е. Бурабаев: «Говоря о влиянии пандемии и карантинных ограничений на страховой сектор, следует отметить, что в связи с переносом сроков предоставления отчетности реальные цифры по отрасли мы увидим в июне-июле по итогам полугодия. В части продаж по итогам года я не думаю, что страховой сектор покажет сильный рост. Страховые выплаты, в частности по ГПО ВТС, снизятся, но несущественно в масштабах сектора.
В разрезе компаний выиграют те игроки, кто наладил и продолжал предоставлять услуги посредством онлайн-каналов не только по обязательным видам, но и по добровольным. Касательно ОГПО ВТС: если в I квартале 2019 года доля продаж полисов ГПО ВТС посредством онлайн составляла менее 1%, то в I квартале текущего года эта доля выросла до 5%. Если брать отдельно апрель, то она и вовсе составила 7%. Но тут рост произошел на фоне снижения общего числа заключаемых договоров. Число реализованных полисов онлайн в физическом объеме осталось примерно на уровне января-февраля. То есть падения не произошло».
А. Керимбаев: «Снижение количества ДТП не окажет существенного влияния на страховщиков в финансовом плане, так как вместе с сокращением страховых случаев (ДТП) сократились и сборы страховых премий. Т. е. сохраняется некий баланс между доходами и расходами страховщиков. Также не стоит забывать, что страховая компания несет обязательства по страховому возмещению в случае ДТП в течение всего периода действия страхового полиса. Страховые компании, как и большинство предприятий, сократили свои расходы по ФОТ, приостановили платежи по аренде и прочим статьям расходов.
Ослабление национальной валюты в марте 2020 года окажет более значимое влияние на финансовое положение страховщиков в последующие периоды. Так как часть активов страховых компаний представлена в иностранной валюте, в марте 2020 года от переоценки иностранной валюты (ослабление тенге) страховщики получили доход в размере более 50 млрд тенге. При этом в I квартале 2020 года страховщики несут убытки от страховой деятельности, а именно минус 5,7 млрд тенге. При разумном управлении и прогнозировании убыточности автострахования страховые компании сформируют резервный капитал для урегулирования будущих страховых случаев (в том числе ДТП) с новыми показателями по средней выплате. В среднесрочном периоде средняя сумма страховых выплат будет расти».
Источник: inbusiness.kz