24
Вс, нояб

Покорит ли обувь «мade in KZ» рынок?

Молодой и дерзкий игрок — именно так позиционирует предприниматель Азамат Габдуллин свою компанию, которая работает на рынке меньше года, но уже, по его словам, готова вывести отрасль на новый уровень, объединив крупных промышленников Казахстана. «Капитал.kz» основатель проекта «EVO shoes» рассказал, почему не имеет конкурентов в стране и как планирует поменять отношение соотечественников к обуви «made in KZ».

Гражданская обувь — свободная и перспективная ниша

Азамат Габдуллин в бизнесе больше десяти лет. Однако год назад он решительно отложил все свои дела, чтобы всецело посвятить себя производству обуви, несмотря на отсутствие каких-либо условий для взращивания этой отрасли в стране.

«Обувь, вслед за едой и одеждой, является предметом систематических трат практически любого человека. При этом обувное производство у нас не просто в стагнации, оно вымерло после развала СССР. Были гиганты, некоторые из них работают, но профильно они шьют только для гособоронзаказа. И мы могли шить спецовку и работать на тендеры, но решили пойти по иному пути. Представьте себе, что весь рынок обуви нашей страны — это потребность в сумму 500 млрд тенге ежегодно, а отечественное производство едва покрывает 2% потребности рынка. Ниша, как таковая, не занята, а рынок огромен, поэтому я посчитал эту отрасль весьма перспективной», — говорит бизнесмен.

Фабрика «EVO» базируется в Алматы. Инвестиции в проект составили $800 тыс. Первая пара обуви была отшита в феврале 2018 года, а уже через месяц свои двери открыл первый фирменный магазин. Сейчас казахстанская обувь представлена в пяти торговых центрах Алматы. Параллельно продвижением бренда занимаются еще пять представителей компании в регионах. К настоящему моменту продано 10 тыс. пар обуви.

Над обувью ручной работы кропотливо трудятся 25 мастеров, общий штат компании составляет 50 человек. Результаты их трудов не раз оценивали посетители отечественных экспозиций. А недавно изделия с казахстанским лейблом, при поддержке Палаты предпринимателей, представили на международной выставке MICAM в Милане.

«Там был сумасшедший отбор, это выставка, на которой мечтают выставить свои модели производители обуви со всего мира. Данное мероприятие дает международные контракты, и мы сейчас ведем переговоры с британским агентством, обслуживающим известные бренды. Через три года мы планируем выйти на крупные международные торговые сети, потому что наша обувь не уступает иностранной», — говорит Азамат Габдуллин.

Компания изначально отказалась от искусственных материалов, рассказывает предприниматель. При производстве обуви используется телячья кожа из Турции и Италии, а также российская и австралийская овчина. При этом ценовой сегмент компании рассчитан на потребителя среднего класса.

«Например, стоимость зимней мужской обуви начинается от 30 тысяч. Через интернет-магазин — дешевле. Самое дорогое наше изделие без скидки (а без скидки мы практически не продаем) стоит 53 тысячи тенге — это женские высокие сапоги на меху. Но даже они поступают в продажу со скидкой в 20%», — отметил владелец фабрики.

Ассортимент продукции широкий и постоянно меняется, подстраиваясь под мировые тренды и потребности населения.

«Каждый предприниматель — мечтатель и творческий человек, обувное производство в нашем формате — это огромное поле для фантазий. На фабрике мы можем отшить практически любую обувь, любые модели, экспериментировать с цветами и дизайном, накладывать принты, реализовывать наши самые смелые обувные фантазии. Мы влюблены в свою обувь, и именно эта любовь к делу позволяет нам упорно трудиться 24/7», — подчеркнул предприниматель.

Для обувщиков пришло время объединяться

Перед командой стоит еще одна амбициозная задача — объединить крупных обувщиков по всей стране. Для этого компания стала инициатором создания Союза производителей обуви Казахстана.

«Сейчас это 14 предприятий. И мы не смотрим на них как на конкурентов, они наши коллеги по цеху. Мы готовы делиться своим опытом с другими производителями и хотим, чтобы 15% рынкак 2024 году были за казахстанскими производителями. Наш северный сосед — Россия обеспечивает свой рынок на 12−14% собственной обувью, на территории РФ на сегодняшний день несколько основных центров производства обуви, в том числе Махачкала, Ростов-на-Дону. В одной только Махачкале — столице Дагестана несколько десятков небольших фабрик, а в Ростове-на-Дону их более 100, у нас в Казахстане — непаханое поле, есть куда расти. Отмечу, что очень динамично развивается обувная промышленность у наших южных соседей в Узбекистане и Кыргызстане, и если мы сейчас упустим этот момент, то через пять лет будем ходить в обуви их производства. Поэтому нам нужно объединяться», — считает предприниматель.

По мнению бизнесмена, именно Союз обувщиков Казахстана станет локомотивом отрасли. Такое сотрудничество позволит в будущем занять нишу и на многомиллионном рынке СНГ. По его подсчетам, для этого потребуется порядка 40−50 тыс. человек, напрямую и косвенно вовлеченных в производство.

«У нас в стране нет факультетов ни в вузах, ни в колледжах, где ребят обучали бы обувному делу. Но мы готовы научить их всему циклу производства. Мы хотим восстановить факультеты. Но, во-первых, нужно создать для них рабочие места. Во-вторых, необходимо нарастить объемы до 500 тыс. пар в год на каждого производителя. И здесь появляется еще одна проблема — реализация. Поскольку продать гораздо сложнее, чем производить. Должна работать хорошая реклама», — отметил бизнесмен.

Курс на продвижение

Обувное предприятие Азамата Габдуллина при хорошем раскладе должно окупиться в течение 4−5 лет. По словам бизнесмена, с момента старта партнеры и вся команда работали над качеством, вкладывая вырученные средства в усовершенствование производства.

«Одно из наших главных преимуществ — это то, что мы любим критику и стараемся ее услышать, конечно, если она конструктивная и дает нам точки роста. Недавно наши друзья сказали: что бизнес — это 70% маркетинг и 30% товар. Можно соглашаться или не соглашаться, но без хорошего товара сложно сделать хорошие продажи, так же как сложно сделать хороший маркетинг без хорошего капитала. До недавнего времени мы практически не занимались маркетингом и предоставили продажи в свободное плавание, но за этот период мы смогли привести наш продукт к определенному качеству», — считает предприниматель.

Теперь вся команда сосредоточена на продвижении и маркетинге.

«Я уверен, что бизнес в первую очередь должен быть полезным для общества. Сейчас, мы не просим у государства финансовой помощи, нам не нужны средства на производство, нам нужна поддержка в информационном плане, нам нужна реклама. Для этого мы и объединяемся, чтобы казахстанцы о нас знали, и я надеюсь, что государство нас поддержит. Мы не хотим продвигать только свой бренд, мы хотим продвигать бренд „сделано в Казахстане“, чтобы „сделано в Казахстане“ стояло на одной ступени со „сделано в Германии или Японии“, то есть товар безупречного качества», — заключил Азамат Габдуллин.