24
Вт, дек

Охват обучением детей с особыми потребностями школьного возраста увеличился до 93,4%

На сегодняшний день, согласно данным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН РК, на 1 января 2018 года в Казахстане зарегистрировано 147 тысяч 396 детей и подростков с особыми образовательными потребностями, что на три тысячи больше, чем в прошлом году

 Но вместе с тем, по словам руководителя центра Галии Абаевой, за последние два года охват обучением детей с особыми образовательными потребностями увеличился. Так, охват обучением детей раннего возраста увеличился до 64%, детей дошкольного возраста – до 78%, школьного возраста – 93,4%. При этом порядка 20 тысяч детей обучаются в специальных школах.

Для того чтобы дети с особыми образовательными потребностями были вовлечены в систему обучения, в стране необходимо создавать образовательные условия.

- Создание образовательных условий – это прежде всего вариативность, гибкость учебных планов, программ и система оценивания достижений. Когда ребенок приходит в общеобразовательную среду, это не значит, что и одарённый ребёнок, и ребёнок с нарушением психического здоровья, и ребёнок, имеющий обычные среднестатистические возможности, должны учиться по одной программе. Поэтому необходимо обеспечить вариативность и гибкость программ, - рассказала руководитель Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН РК, кандидат педагогических наук, доцент Галия Абаева.

Для этого в закон «Об образовании» планируется внести поправки, согласно которым будут прописаны определения видов учебных программ: общеобразовательные учебные программы для всех учащихся, специализированные учебные программы для одарённых детей, адаптированные учебные программы, созданные на основе госстандарта с учетом психофизических особенностей и познавательных возможностей обучающихся с ограниченным возможностями развития (нарушение зрения, слуха, речи и т.д.), и специальные учебные программы для обучающихся с нарушением интеллекта, которые не ориентированы на выполнение госстандарта.

Помимо этого, по словам эксперта, важно заниматься материально-техническим и учебно-методическим обеспечением школ. Так, под контролем министерства образования и науки стали издаваться учебники по Брайлю для детей с нарушением зрения и с укрупнённым шрифтом для слабовидящих детей, также были подготовлены учебники для детей с интеллектуальными нарушениями.

Среди важных вопросов в развитии инклюзии в образовании – вопрос обеспеченности квалифицированными кадрами. По словам вице-министра образования и науки РК Асхата Аймагамабетова, в 2018 в каждом регионе Казахстана планируют открыть ресурсные центры по инклюзивному образованию.

- Особенно в районах дефектологов катастрофически не хватает. Соответствующих врачей не хватает. Поэтому стоит вопрос подготовки кадров и достаточного выделения госзаказа, – сказал Аймагамбетов.

Так, на обучение учителей-дефектологов по бакалавриату в этом году было выделено 400 грантов, на магистратуру – 100 грантов, в докторантуру – 30.

Также, по словам вице-министра, программа элективного курса по инклюзии при подготовке педагогических кадров в высших учебных заведениях будет изменена.

- Мы когда говорим об инклюзии, зачастую больше всё сводим на материально-технические вещи, на пандусы и так далее. Но на самом деле даже если у нас 100% будут пандусы и безбарьерная среда, мы уткнёмся в более сложные вещи, которые связаны с учебными программами, которые связаны с готовностью наших педагогов оценивать, работать, воспринимать, разноуровнево строить свою работу вместе с учащимися. Вот эта работа наиболее сложная. И в этом смысле мы хотели, чтобы те наши коллеги, которые выпускаются и сегодня обучаются в высших учебных заведениях, выходили уже подготовленными, — сказал вице-министр.

В целом на заседании участники обсуждения смогли обсудить широкий спектр вопросов, обменяться мнениями по развитию инклюзивного образования в Казахстане.

Подготолено forbes.kz