09
Сб, нояб

Макроэкономический прогноз от Saxo Bank: все может очень плохо кончиться

Saxo Bank, ведущая финансово-технологическая компания, специализирующаяся на комплексной онлайн-торговле и инвестициях, сегодня опубликовала свой прогноз по мировым рынкам и ключевым инвестиционным стратегиям на третий квартал 2018 года. Основная тема прогноза – замедление роста мировой экономики, падение кредитных импульсов во всем мире и массовая недооценка рисков торговой войны на пороге одного из самых опасных для мировой экономики периодов с момента падения Берлинской стены в 1989 году.

Разговоры о торговых войнах идут повсюду, и правительства некоторых стран ведут себя недальновидно. Нарастание напряженности в торговой сфере может привести к еще более суровому кризису с учетом надвигающихся промежуточных выборов в Конгресс США, назначенных на 6 ноября, на которых президенту Трампу придется доказать, что он действительно создает для США «лучшие условия».

В прогнозе Saxo Bank на третий квартал поднимаются макроэкономические темы, а также освещаются основные классы активов банка: FX, валюты, акции и облигации, товарные рынки и пр.

В своем комментарии к квартальному прогнозу Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank сказал:

«В торговой войне не может быть победителей. Тенденция указывает на движение в ошибочном направлении, поскольку достаточно националистские заявления подрывают статус мировых институциональных структур. История учит нас, что это может плохо закончиться. Если в проигрыше окажется большая экономика или мощная политическая сила, она может ввести ограничения – например, пошлины, чтобы компенсировать конкурентное отставание.

Вопросы торговли усложняются и тем, что поведение валютных рынков больше не определяется динамикой текущих счетов. Курс валюты страны, имеющей профицит по текущим счетам, должен укрепляться / повышаться, но в сегодняшнем мире страны, в которых присутствует крупный профицит по текущим счетам, стремятся избежать укрепления своих валют по отношению к мировому долларовому стандарту, чтобы поддержать конкурентоспособность и избежать риска дефляции.

Дело не только в Трампе, здесь играют большую роль и маневры Китая, направленные на усиление его позиций в мире во всех областях. В этом отношении Китай пока придерживается, в основном, расчетливого подхода, выраженного в приверженности плану «Один пояс и один путь». Пусть Пекин уже отказался рассматривать США как долгосрочный экспортный рынок, но чем дольше ему удастся сохранить свою долю рынка, тем лучше. США, конечно, сейчас пытаются сильно воздействовать на те самые международные организации, которые способствовали росту и поддерживали глобализацию с конца второй мировой войны и после падения Берлинской стены.

Пока общее мнение таково, что прямой торговой войны удастся избежать, однако, оно не учитывает результаты промежуточных выборов в США».

Фондовый рынок: технологические компании пользуются уникальным положением

Хотя ситуация на мировом фондовом рынке в этом году была непростой, технологический сектор продолжает приносить инвесторам внушительную доходность, еще более повышая этим свою привлекательность. Интересной особенностью высокотехнологичных компаний является их низкое соотношение между собственным и долговым капиталом (чистая задолженность компаний, вошедших в Мировой информационно-технологический индекс MSCI, составляет минус 0,62), что делает сектор наименее чувствительным к изменениям денежно-кредитной политики.

Питер Гарнри, глава отдела стратегий на фондовом рынке, сказал:

«Технологический сектор характеризуется самой высокой доходностью на вложенный капитал и более низкими капитальными затратами, по сравнению с другими секторами. Сочетание этих факторов позволило повысить оценочную премию на 27% по сравнению с мировым рынком акций, что является справедливой суммарной премией для единственного сектора, который приносит доход за счет роста в каждом отчетном периоде.

На американском рынке информационные технологии ушли вперед с большим отрывом, но в мировом масштабе этот сектор все еще уступает финансовому при взвешенной рыночной капитализации 15,8%. Если смотреть по отраслевым группам, здесь «Программное обеспечение и услуги»очень близки к тому, чтобы обогнать «Банки» (9,9%) и стать крупнейшей отраслевой группой в мире. Главенство в технологическом секторе перешло от производителей оборудования к разработчикам программного обеспечения, которые обладают гораздо более привлекательными для инвесторов характеристиками. Мы рекомендуем инвесторам обеспечить преобладание в портфеле компаний-разработчиков программ.

Крупнейшим риском для технологического сектора является регулятивная деятельность и развал мирового рынка полупроводников из-за нарастания торговой войны. На данный момент маловероятно, что какой-либо из этих сценариев окажет существенное влияние на технологический сектор».

FX: торговая война против доллара США

Достаточно агрессивная позиция администрации Трампа по вопросам торговли может оказаться весьма негативной для курса доллара США по мере того, как ухудшение торговых отношений будет вызывать снижение перевода резервов в американскую валюту, поскольку торговые партнеры США стремятся избежать накопления долларового резерва или же полностью отказаться от этой валюты. Последнее в особенности относится к Китаю, у которого явно есть долгосрочная стратегия, направленная на повышение значимости собственной валюты в торговых отношениях.

Джон Харди, главный валютный стратег, сказал:

«В связи с резким ростом импорта энергии в Китай введение в первом квартале нефтяных контрактов, деноминированных в юанях, вероятно, представляет собой маневр, имеющий целью в конечном итоге заместить нефтедоллары нефтеюанями. Не будем забывать также, что Трамп ведет бои на торговом поле со своими традиционными геополитическими союзниками, такими как страны НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и Европейским союзом, столь же часто, как и с другими странами.

Если Трамп переключит свое внимание на политику Банка Японии или Европейского центробанка и их подразумеваемую цель по поддержанию низкого курса японской йены и евро, это может переломить ситуацию для пар USDJPY и EURUSD. Нельзя не признать, что риск обратного разворота связан со слабостью юаня и силой доллара по отношению к валютам развивающихся рынков азиатских стран, если Китай откажется от политики сильного юаня».

Макроэкономика: нас спасет только Китай

На данный момент Китай отвечает на принимаемые США меры, используя только аналогичные инструменты и не стремясь к нарастанию напряженности. Если бы Китай действительно хотел полномасштабной торговой войны, самым эффективным методом было бы отправить санитарные инспекции в местные компании, являющиеся ключевыми звеньями в производственной цепочке США и закрыть их на несколько недель или месяцев. Для американских компаний такой удар был бы намного более разрушительным, чем любые решения Пекина о повышении тарифов.

Кристофер Дембик, глава отдела макроэкономического анализа, сказал:

«Похоже, что Китай намерен придерживаться политики умиротворения и готов поддержать мировую экономику. Учитывая ухудшение экономических показателей и растущую напряженность в сфере торговли, Китай уже в третий раз в этом году решил ослабить свою денежно-кредитную политику. Поведение страны не отличается от ее обычных действий в ситуациях экономического спада: она принимает меры к укреплению своей экономики и стимулирует возвращение кредитного импульса обратно в положительную область. Кредитный импульс Китая все еще сжат, его значение составляет минус 1,9% ВВП, но он медленно поднимается от нижнего уровня 2010 года и может перейти через нулевую отметку раньше, чем мы того ожидаем, если китайские власти решат, что настал момент для дальнейшего поддержания экономики против торговой войны.

У Китая по-прежнему много возможностей по снижению влияния торговой напряженности. Он может как перейти к более стимулирующей денежно-кредитной политике через введение нормы обязательных резервов (RRR), так и создать возможности для фискального стимулирования. Рост кредитного импульса должен, по крайней мере, частично, сбалансировать влияние пошлин США на импорт китайских товаров; ожидается также, что с 2019 года он окажет поддержку переживающим спад секторам китайской экономики, таким как недвижимость. На данном этапе трудно предугадать, как будет развиваться торговая политика США, но Китай почти наверняка сделает все возможное для избежания полномасштабной торговой войны и связанной с ней волатильности, поскольку стабильность финансовой и денежно-кредитной системы имеет первостепенное значение для будущего экономического развития страны».

Валюты: китайские импортные пошлины на товары из США могут пойти на пользу австралийскому доллару.

Австралию связывают с Китаем прочные отношения. В прошлом году более 36% экспорта из страны направлялось в Китай, что составляет 8% ВВП. Растущая напряженность между США и Китаем вызывают в Австралии беспокойство, поскольку ее экономика сильно зависима от экспорта в Китай угля, железной руды и образовательных услуг. Но страна также является и долгосрочным союзником США. Китай обеспечивает спрос не только на цветные металлы: рост экспорта услуг из Австралии в Китай в течение последнего десятилетия составлял в среднем 15% в год. Кроме того, туризм находится на подъеме – в прошлом году страну посетили 1,4 миллиона туристов из Китая, и на их долю пришлось около 25% всех потраченных туристами средств. В сфере потребительских товаров, таких как вино, витамины и другие качественные австралийские продукты питания, также наблюдался существенный рост объема экспорта, составивший примерно 40% в год.

Элеанор Криг, рыночный аналитик, сказала:

«Австралия известна качеством своей сельскохозяйственной продукции, и некоторых производителей ожидают хорошие времена, поскольку их продукция может стать более конкурентной для экспорта в Китай. В течение нескольких лет сельскохозяйственный сектор отставал по эффективности от почти всех остальных классов активов. Сейчас продолжается вторая по величине экономическая экспансия в истории, в США присутствует двойной дефицит, сбережения домохозяйств находятся на низком уровне, а уровень ликвидности сокращается, что может вызвать проблемы в долгосрочной перспективе. С учетом беспокойства о том, что перспективы глобального роста и инфляция, возможно, не оправдают ожиданий, сектор может стать источником выгодных возможностей, в особенности в Австралии. На самом деле, сырьевые товары никогда не были так дешевы по отношению к американским акциям, а товарные рынки обычно испытывают резкий рост в конце делового цикла, перед началом рецессии.

Китайские пошлины на сельскохозяйственну продукцию из США могут предоставить австралийским экспортерам возможность заполнить образовавшую нишу, а Австралии – расширить свое экономическое влияние. Если американские поставщики будут вынуждены платить 25% пошлины, то австралийские экспортеры смогут предложить намного более конкурентоспособные цены, причем у Австралии есть преимущество, связанное с наличием морских торговых путей, пролегающих через Азиатско-тихоокеанский регион».

Товарные рынки: испытывающие давление товарные рынки ждут, чем закончится развертывание торговой войны

Хотя начало года было успешным, перспективы товарных рынков становятся все более туманными, поскольку появилось множество сдерживающих рост факторов. Многомесячный рост нефтяного рынка замедлился после того, как страны, входящие в группу ОПЕК+, договорились увеличить производство, чтобы стабилизировать цену. В то же время драгоценные и полудрагоценные металлы оказались под давлением за счет продолжающегося укрепления доллара и разнонаправленности ставок центральных банков. Рынки промышленных металлов были подвержены колебаниям, связанным с появлением признаков замедления крупнейших мировых движущих сил роста, в частности, Китая.

Оле Хансен, глава отдела стратегий на товарных рынках , сказал:

«Во второй половине 2018 года ценам на нефть сначала окажет поддержку сильный спрос, а также геополитические риски, связанные с опасениями по поводу поставок из Венесуэлы и Ирана, по мере приближения срока введения американских санкций. Однако, эти опасения со временем может вытеснить акцент на возможном замедлении роста спроса со стороны развивающихся рынков.

В июне цены на золото резко пошли вниз, желтый металл изо всех сил пытался противостоять укреплению доллара и воинствующей позиции председателя ФРС Пауэлла по продолжению нормализации ставок в США. Рынок, который рос на протяжении трех кварталов, повернул в обратную сторону, поскольку трейдеры все более раздражены тем, что золото после нескольких попыток так и не смогло пробить ключевой уровень сопротивления в 1360 долларов за унцию. Июньское ухудшение ситуации вызвало вопросы, но не разрушило наш позитивный прогноз по золоту. Основной проблемой в краткосрочной перспективе остается отрицательная корреляция с долларом но, с учетом негативного кратко- и среднесрочного прогноза по доллару, мы считаем, что влияние сдерживающих рост факторов в наступающем квартале ослабнет.

Серебро остается в сужающемся торговом диапазоне, который имел место на протяжении более чем 18 последних месяцев. Происшедшие в течение прошедшего квартала две попытки выйти за уровень 200 дневной скользящей средней вызвали две крупные коррекции. В этой связи настроения рынка на третий квартал остаются напряженными, особенно если недавние признаки замедления в экономике начнут проявляться в ослаблении рынков промышленных металлов. Однако, определяющим фактором направления движения рынка серебра является золото, и с учетом нашего прогноза по желтому металлу, мы предполагаем, что серебро будет продолжать пытаться преодолеть уровень сопротивления, и со временем вырастет еще больше».

Облигации: страх и волатильность несут возможности

Третий квартал станет переходным периодом, в котором кредитные спрэды будут постоянно ухудшаться, что в итоге вызовет инверсию кривой доходности к концу этого года или в начале 2019. Хотя инвертированная кривая доходности сама по себе и не вызывает рецессии, Saxo Bank полагает, что сочетание все возрастающего воинственного настроя ФРС с «перегретой» экономикой может ускорить ее наступление.

Альтеа Спиноцци, специалист по специалист по инструментам с фиксированной доходностью, сказала:

«Позиционирование по рисковым активам по-прежнему будет легким; инвесторы будут уходить из так называемых экономик цепочки поставок, а также из отраслей, чувствительных к повышению тарифов, таких как информационные технологии и энергетика, пока не наступит ясность в отношении торговой войны, о которой сейчас столько говорят. За развитием политической ситуации в Европейском регионе также будут внимательно наблюдать, в центре внимания окажется Италия, по мере приближения октября, когда будет представлен бюджет на 2019 год.

В то же время волатильная рыночная среда, такая как наблюдается сегодня, по-прежнему несет в себе хорошие возможности. Распродажа, которую мы наблюдали в предыдущие два квартала, привела к постепенному расширению кредитных спрэдов, поэтому американские облигации инвестиционного класса и отдельные высокодоходные корпорации могут принести инвесторам прибыль. Однако, важно не упускать из виду диверсификацию и сохранять короткие сроки сделок, по мере того, как кредитные спрэды подвергаются все большему давлению за счет неопределенности и политики центрального банка».

Проигравшей стороной в торговой войне станут простые граждане

Торговые пошлины, введенные Трампом, имели целью, прежде всего, влияние на экспорт Китая с помощью дополнительных товаров, и, возможно, входящих в цепочку стран, подотчетных существующей администрации. Китай - крупнейший международный торговый партнер Соединенных Штатов, с 2009 года на его долю приходилось в среднем 45% торгового дефицита США, а с с 2001 года, когда Китай вступил в ВТО - 36%.

Полную версию прогноза Saxo Bank на третий квартал 2018 года, включающую подробные материалы, составленные нашими аналитиками и стратегами, можно получить, перейдя по ссылке.

 

Подготовлено Wfin.kz