08
Пт, нояб

Пенсионная реформа в Казахстане: причём тут Сингапур?

Казахстанская пенсионная система неэффективна, особенно с точки зрения социальной защиты среднего класса, который является фундаментом для процветания любой страны. Вместо рассмотрения реальных, но непопулярных мер по решению этой проблемы экспертное обсуждение стало уходить в направлении популизма со всеми его негативными последствиями

Картинки по запросу картинки  пенсионная  реформа  в казахстане

Активную дискуссию о низкой эффективности нашей пенсионной системы начал глава государства в своём послании в сентябре этого года, поручив правительству и Нацбанку провести серьёзную работу в этом направлении. Однако в том же послании неожиданно появилось поручение правительству рассмотреть вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например для покупки жилья или получения образования.

К сожалению, общественная дискуссия вокруг пенсионной системы в последнее время начала уходить не в ту сторону. Вместо обсуждения очень непопулярных мер по повышению эффективности накопительной пенсионной системы, развернулась жаркая дискуссия о том, кто и как сможет получить свои пенсионные накопления для покупки жилья и так далее.

Ссылаясь на сингапурский опыт, эту непродуктивную дискуссию о целевом использовании пенсионных накоплений усилили некоторые депутаты и независимые эксперты. Сегодня активно обсуждается мнение о том, что сингапурская модель пенсионной системы позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже немного её снизить, при этом решая сразу несколько вопросов, прежде всего повышения эффективности системы и обеспеченности жильём населения. Давайте посмотрим, насколько верно такое утверждение.

В чем заключается эффективность накопительной пенсионной системы

ЕНПФ представляет собой стандартную государственную обязательную накопительную пенсионную систему (mandatory defined contribution pension system). Это означает, что сколько поступит денег на личный счёт работника (за счёт вкладов самого работника и/или вкладов его работодателя) плюс инвестиционный доход, столько он получит пенсии при наступлении пенсионного возраста. С этой точки зрения, целевое использование работающими гражданами части своих пенсионных накоплений на жильё и другие нужды будет снижать размер пенсии, что означает снижение эффективности пенсионной системы.

Напомню, что ключевым параметром, определяющим эффективность пенсионной системы, является коэффициент замещения (replacement rate), который рассчитывается, как соотношение пенсии к прежним доходам (заработкам) получателя пенсии. Любое целевое использование пенсионных накоплений на другие цели, кроме выплаты пенсий, будет снижать коэффициент замещения, а значит, будет ухудшать эффективность пенсионной системы.

Как я писал ранее, в развитых странах обязательная накопительная пенсионная система ставит перед собой цель по коэффициенту замещения в районе 70%. По информации ЕНПФ, наша накопительная пенсионная система сейчас обеспечивает коэффициент замещения на уровне 12,4%. При этом актуарные расчёты ЕНПФ показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС полный цикл (40 лет) с регулярными взносами (12 в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%, что очень далеко от 70% в развитых странах.

Как добиться эффективности накопительной пенсионной системы

Принципы работы обязательной накопительной пенсионной системы в Казахстане соответствуют международным стандартам. Однако, чтобы довести коэффициент замещения в ЕНПФ с 30% до 70%, необходимо пойти на крайне непопулярные решения по трём ключевым параметрам любой накопительной пенсионной системы.

  • Необходимо увеличить возраст выхода на пенсию - чем больше лет делаются вклады на пенсионный счёт, тем выше пенсия и коэффициент замещения.
  • Необходимо увеличить ставку обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ (сейчас это - 10% от зарплаты). По международным меркам, при адекватном возрасте выхода на пенсию (как в развитых странах), чтобы достичь пенсионного коэффициента замещения на уровне 60%, необходим уровень взносов от зарплаты в районе 15%.
  • И, наконец, необходимо повысить инвестиционную доходность на пенсионные активы ЕНПФ – чем выше инвестиционный доход, тем больше пенсия и коэффициент замещения.

Помимо этого, для эффективности пенсионной системы в целом, а не по отдельному работнику очень важно увеличивать уровень вкладчиков, которые регулярно делают взносы в ЕНПФ. Здесь проблема заключается в том, что в Казахстане высока доля теневой экономики, где работники не делают взносов в обязательную накопительную пенсионную систему. Более подробно о повышении эффективности нашей пенсионной накопительной системы я также писал ранее.

При чем здесь Сингапур? У них такая же накопительная система

Картинки по запросу картинки  пенсионная  система  Сингапура

Прежде всего необходимо отметить, что пенсионная система Сингапура не идеальна и имеет серьёзные недостатки. Об этом говорится в обширном отчёте МВФ – «Equitable and Sustainable Pensions: Challenges and Experience», где обсуждаются лучшие практики пенсионных реформ в мире.

В отличие от Казахстана, в Сингапуре очень плохо развита солидарная (распределительная) пенсионная система, которая финансируется за счёт отчислений (налогов, страховых взносов) трудоспособного населения в госбюджет. Напомню, что при этой системе такие поступления в госбюджет не инвестируются, а сразу идут на выплату текущих пенсий. То есть работающие люди с помощью своих социальных отчислений и налогов обеспечивают жизнь нынешних пенсионеров.

Распределительная (солидарная) пенсионная система крайне важна и должна обеспечивать защиту от нищеты тем пенсионерам, кто не смог по разным причинам делать регулярные взносы или делал слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему. Поэтому МВФ считает, что слабое развитие солидарной пенсионной системы в Сингапуре является очень большим недостатком, который будет иметь долгосрочные негативные последствия для быстро стареющего населения этой страны.

Таким образом, пенсионная система Сингапура практически целиком представляет собой стандартную государственную обязательную накопительную пенсионную систему. По принципам своего построения она ничем не отличается от ЕНПФ. То есть так же, как и во всём мире, это означает, что сколько будет вкладов внесено на индивидуальный счёт в накопительную систему плюс инвестиционный доход, столько будет пенсий и других выплат (не больше и не меньше).

Однако, в отличие от других стран, Сингапур придерживается немного другого подхода в том, как накапливаются и используются деньги вкладчиков в их пенсионной системе. В частности, по сравнению с другими развитыми странами люди в этой стране обязаны делать вклады в пенсионную систему по очень высокой ставке. Но в результате этого им разрешается делать большие предпенсионные изъятия (для покупки жилья, оплаты медицинских услуг и так далее).

Теперь давайте сравним уровень вкладов в накопительную пенсионную систему в Сингапуре и Казахстане. При этом важно отметить, что сравниваться будут отчисления в обязательную накопительную систему. Индивидуальный налог и социальные отчисления работника и работодателя, которые идут в госбюджет, относятся распределительной (солидарной) пенсионной системе и не имеют никакого отношения к накопительной системе по индивидуальным счетам вкладчиков, поэтому здесь рассматриваться не будут.

В Казахстане также планируется внедрить условно-накопительную пенсионную систему за счёт обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% от ежемесячного дохода работников. Однако по своей сути это та же самая распределительная (солидарная) пенсионная система. То есть 5% от твоего дохода уйдут на оплату пенсии кого-то другого. Поэтому эта система тоже не будет браться в расчёт нашей накопительной системы.

В Казахстане в ЕНПФ идут обязательные взносы от работника в размере 10% от его зарплаты. Уже принято решение, что в конце концов обязательное медицинское страхование будет составлять примерно 5% от зарплаты работника: 2% из своей зарплаты будет платить сам работник, и дополнительно 3% от зарплаты будет платить работодатель. С другой стороны, медицинская страховка не входит в пенсионный фонд Сингапура. В некоторых случаях вкладчики сингапурской накопительной системы могут оплатить из пенсионных денег обязательную медицинскую страховку или оплатить лечение, которое не входит в обязательную страховку.

Таким образом, обязательные взносы в накопительную пенсионную систему и в обязательное медицинское страхование в Казахстане составляет примерно 15% от фонда заработной платы.

В Сингапуре взносы в накопительную пенсионную систему, откуда можно оплатить обязательное медицинское страхование, составляют в целом 37% от фонда заработной платы! 20% от своей зарплаты платит сам работник, и 17% от зарплаты платит дополнительно работодатель. К этому можно добавить, что, в отличие от Казахстана, в Сингапуре пенсионные отчисления делают ещё и самозанятые. Они платят 4-10,5% от своего дохода в зависимости от возраста самозанятого и уровня доходов.

Что называется, почувствуйте разницу между обязательной накопительной пенсионной системой Казахстана и Сингапура – взносы 15% и 37%! Если бы работники в Казахстане делали из своей зарплаты взносы в ЕНПФ так же, как и в Сингапуре - в размере 20%, то из этих накоплений вполне можно было выделить деньги на первоначальный взнос по жилью без сильного ухудшения пенсионного коэффициента замещения.

Однако эксперты и депутаты, пропагандирующие опыт Сингапура, почему-то забывают сказать, что если мы хотим иметь выгоды от нашей накопительной пенсионной системы такие же так, как в Сингапуре, то нам прежде всего надо увеличить пенсионные взносы и пенсионный возраст. Причём важно, что такой высокий уровень обязательных пенсионных взносов в Сингапуре никак не сказывается на международной конкурентоспособности сингапурских компаний.

Нужно идти на непопулярные меры, другого пути нет

В соответствии с лучшей мировой практикой обязательная пенсионная система в стране должна состоять из двух уровней.

Первый уровень - это солидарная (распределительная) система, которая включает в себя пенсионные выплаты за счёт средств государственного бюджета. Повторюсь, что первый уровень пенсионной системы должен обеспечивать защиту от нищеты тем пенсионерам, которые не смогли по разным причинам делать регулярные взносы или делали слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему.
Второй уровень- представляет собой накопительную пенсионную систему (у нас это ЕНПФ), в которой размер пенсии определяется исходя из того, сколько работник сделал взносов в течение всей своей трудовой деятельности, и исходя из инвестиционного дохода на пенсионные накопления.

Солидарные или, как их ещё называют, социальные пенсии не сократишь и не перенесёшь в накопительную пенсионную систему, потому что по ним нет никаких персональных накоплений. Поэтому невозможно сократить индивидуальный подоходный налог и социальные отчисления работника и работодателя, которые идут в госбюджет.

Именно второй уровень (накопительная пенсионная система) предназначен для обеспечения замещения трудовых доходов на адекватную пенсию в старости. Напомню, что в развитых странах пенсионный коэффициент замещения находится примерно на уровне 70%, и Казахстан должен стремиться к этому уровню. Именно на втором уровне нужно повышать эффективность, и тогда постепенно, автоматически будет уменьшаться размер распределительной (солидарной) пенсионной системы.

Как было описано выше, чтобы повысить эффективность обязательной накопительной пенсионной системы, необходимо идти на непопулярные меры в ЕНПФ, и сингапурский опыт лишь подтверждает это. К сожалению, наше правительство очень плохо ведёт разъяснительную работу в этом направлении, и пока не видно чётких планов или хотя бы намерений. Чем дольше будет откладывается решение этой большой проблемы со ссылкой на сингапурский или другой опыт, тем труднее будет изменить ситуацию в будущем.

Мурат Темирханов

Источник forbes.kz