Крупные технологические компании с интересом наблюдают за развитием эксперимента
Когда в ноябре 2016 года правительство Индии вывело из обращения самые популярные банкноты, оно не планировало и вовсе отказаться от бумажных денег. Однако после того, как нехватка кэша спровоцировала стремительное развитие цифровых кошельков, чиновники решили всерьез заняться безналичной экономикой, в качестве запоздалого оправдания своих поступков трехлетней давности.
Настоящий бум мобильных платежей в Индии начался с технологии под названием UPI (унифицированный интерфейс оплаты) за несколько месяцев до запрета на наличные. Она позволяла совершать платежи по номеру телефона из одного банка в другой. Получателю и отправителю перевода не нужно было даже использовать одно мобильное приложение для финансовой операции.
Сегодня к платформе мгновенных платежей подключено более 140 индийских банков, а также приложения WhatsApp и Google. А количество пользователей услуги всего за три года выросло с нуля до 800 млн в месяц.
Видя успех UPI, власти хотят расширить покрытие системы. Так, Комитет при Центробанке Индии хочет добавить на платформу международные денежные переводы в иностранной валюте, чтобы ими смогли пользоваться представители индийской диаспоры и туристы, которые едут за рубеж. Эта инициатива напоминает формат, когда китайские туристы используют WeChat во многих юрисдикциях.
Если события продолжат развиваться таким образом. Индия получит собственный WeChat Pay. Но поскольку индийцы используют технологию с открытым исходным кодом, приложение не будет принадлежать только Tencent Holdings. Google и WhatsApp будут бороться за долю рынка вместе с индийскими банками и местным мобильным кошельком Paytm.
Количество цифровых платежей на душу населения, данные по Индии за март 2019 года, а по другим странам — за 2017 год
Несмотря на драму вокруг запрета банкнот в Индии, наличные деньги все еще самое распространенное средство расчетов в этой стране. Сейчас на каждого жителя Индии приходится 22 цифровые транзакции в год. Власти ожидают, что к 2021 этот показатель вырастет в 10 раз. Если между местными игроками и глобальными технологическими компаниями наладится честная конкуренция, такой прогноз вполне выполним.