Иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации
Время от времени эти ролики всплывают на популярных сервисах в интернете. Наконец, свою роль по привлечению гостей из дальнего и ближнего зарубежья играет и возрастающая мировая популярность казахстанских звезд спорта и шоу-бизнеса.
Особого роста не наблюдается
Несмотря на пропагандирующую привлекательность Казахстана масштабную рекламную кампанию и введенный на 2016–2017 годы безвизовый въезд для граждан 60 стран мира, говорить о резком увеличении потока туристов не приходится. По данным нацкомпании Kazakh Tourism, в 2018 году Республику Казахстан в общей сложности посетили 8,5 млн человек, что на 10% больше по сравнению с «эталонным» 2017 годом, когда в столице страны проводилась специализированная международная выставка EXPO-2017. В то же время, заполняя миграционную карту при въезде в Казахстан, цель визита «туризм» указали лишь 81 635 зарубежных граждан.
Одна из причин, которая препятствует увеличению турпотока из-за рубежа, – существующая в Казахстане практика обязательной регистрации иностранцев непосредственно в миграционной полиции в течение пяти дней после въезда в страну.
Подобные нормы есть и в ряде других стран мира, например, в России, Беларуси, Узбекистане и даже в Австрии. Но это скорее исключение из правил. В большинстве государств приезжающие туристы если и заполняют миграционные карты, то только непосредственно при пересечении границы. Дополнительного посещения представительств ведущих учет иностранных граждан органов внутренних дел от них не требуется.
История Мариты
Справедливости ради надо заметить, что и в Казахстане предусмотрена регистрация только на пограничных пропускных пунктах. Для этого на бортах авиакомпаний, которые выполняют рейсы в нашу страну, за несколько минут до посадки раздаются бланки миграционных карт. Но, судя по публикациям как в зарубежных изданиях, так и в социальных сетях, в Казахстане иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации: с последующими штрафами, запретами на въезд и невозможностью вернуться домой в течение нескольких дней.
В подобную историю попала гражданка Боливии Марита Патиньо, которая поведала о своих злоключениях в Казахстане на Alanexmundo – популярной в испаноязычных странах блог-платформе о путешествиях. Она пишет, что, решив в 2018 году съездить на Рождество в Казахстан, не могла и предположить, с чем столкнется в своем путешествии. «К сожалению, моя поездка была омрачена проблемой с миграцией. Никто не сказал мне, что я должна зарегистрироваться в миграционной службе в течение четырех дней после прилета. Когда я об этом узнала, шел уже 10-й день. Я сразу пошла в миграционную службу в Алматы, но там никого не было. Потом оказалось, что там могут говорить только на английском языке. Я стала искать переводчика, чтобы провести процедуру регистрации. Никто мне не стал помогать. Меня привели в суд, который принял решение о моей депортации. Теперь я не смогу поехать туда в течение пяти лет», – поделилась Марита Патиньо. Другие ее замечания касались того, что в Казахстане плохо устроен сервис по осмотру достопримечательностей, а работающие в государственных органах люди совершенно не дружелюбны.
Можно, конечно, сказать, что путешественница из фешенебельных кварталов Сукре сама виновата в возникших у нее проблемах – информация о том, что при въезде в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту, есть на всех интернет-ресурсах, посвященных путешествиям не только в нашу страну, но и в Узбекистан и Кыргызстан. Не заметить эту информацию невозможно, поскольку обычно она соседствует с инструкциями о соблюдении правил личной безопасности для туристов, то есть советами, как избежать в Казахстане кражи, грабежа, мошенничества или незаконных полицейских проверок. Но есть нюансы. К примеру, на странице «Казахстан: информация о путешествиях и безопасности» официального сайта МИДа ФРГ в разделе «миграционная карта» ничего не говорится о необходимости проходить регистрацию в отделениях миграционной полиции.
«При пересечении границы иностранные граждане должны предоставить так называемую миграционную карту. Миграционная карта обычно выдается авиакомпанией или находится на пограничном посту. Она должна быть заполнена путешественником и находиться при нем до выезда из страны. Пограничный орган подтверждает регистрацию иностранца в Казахстане печатью на миграционной карте. При отъезде карта снова предоставляется пограничной службе», – подчеркивается в памятке МИДа Германии.
Аналогичные строки можно увидеть в рекомендациях от внешнеполитических ведомств Великобритании, Франции, Испании и других стран.
Путешествие бразильцев
На практике туристы сталкиваются с требованием не только заполнить миграционную карту, но и посетить миграционную полицию. Совсем свежая история: в конце мая с особенностями миграционного законодательства Казахстана столкнулись путешественники из Бразилии. Увидев рекламный ролик с предложением посетить нашу страну, они решили своими глазами посмотреть на те самые величественные горы, бескрайные степи и современные города с уникальной архитектурой. Посмотрели, все это действительно понравилось. Но вот при выезде из республики выяснилось, что поставленные при въезде печати в миграционной карте недействительны, поскольку надо было пройти процедуру регистрации еще и непосредственно в миграционной полиции.
Бразильцев, которые до этого в течение десяти месяцев без проблем путешествовали по всему миру, снимают с авиарейса на Омск, а их дело передается в суд, который назначает штраф за отсутствие регистрации. В итоге путешественниками потеряны нервы, время и приличная сумма денег – на проживание и новые, более дорогие авиабилеты. Более того, после разлетевшегося по соцсетям рассказа о злоключениях бразильцев выяснилось, что в подобные истории в нашей стране регулярно попадают граждане разных стран, и зачастую это именно туристы, которые не ожидали, что в миграционном законодательстве РК есть нюансы.
В ожидании «лучших времен»
По мнению бывшего ведущего сотрудника казахстанского МИДа РК Казбека Бейсебаева, главной причиной возникновения конфликтных ситуаций с иностранными туристами является несогласованность действий между МИДом и МВД.
«Внешнеполитическое ведомство делает все возможное, чтобы привлечь в страну туристов из-за рубежа. Ради этого установлен безвизовый режим для граждан некоторых государств Европы, Америки и Азии. Перед МВД стоит задача обеспечить контроль над пребыванием иностранных граждан в Казахстане. На мой взгляд, проблемы, которые возникают в нашей стране у иностранцев, связаны с фактическим отсутствием четкой согласованности между этими двумя министерствами. Возможно, между ними не на достаточном уровне поставлена информационная работа. Как решить проблему? Во-первых, ту же регистрацию, из-за которой на границе периодически возникают конфликтные ситуации, можно перевести в режим online. Во-вторых, если мы действительно хотим развивать в своей стране туризм и ставим это в число своих приоритетов для граждан тех стран, которым мы уже дали безвизовый режим, вообще отменить регистрацию как таковую», – поделился своим мнением с «Курсивом» Казбек Бейсебаев.
Со стороны МИД РК и МВД РК журналисту «Курсива» получить комментарии не удалось. Даже понять отношение ведомств к конфликтным ситуациям, возникающим при выезде иностранных граждан из Казахстана из-за отсутствия правильной регистрации, невозможно – ведомства хранят молчание, предпочитая не разбирать публично эти случаи. На неприятную тему представители МВД и МИД не захотели беседовать даже на условиях анонимности.
Между тем офтальмолог из чилийского города Саламанка Диамели Фабиола, которая, услышав голос Димаша Кудайбергена, заочно влюбилась в Казахстан, после прочтения публикации о проблемах с регистрацией решила отложить свою поездку в нашу страну «до лучших времен».
Источник kursiv.kz