Официальный курс доллара все-таки достиг рекордной отметки, оказавшись близко к 385 тенге. Население не верит, что национальная валюта укрепится. Нацбанк успокаивает: причин для беспокойства нет, а в происходящем нет ничего необычного. При необходимости регулятор готов вновь вернуться к интервенциям.
Официальный курс американской валюты на 4 июня 2019 года – 384 тенге 21 тиын. Это новый максимум стоимости доллара, который еще никогда не стоил так дорого. Впрочем, предыдущий рекорд, установленный 30 декабря 2018 года, побит не намного – всего на 1 тиын.
В том, что курс доллара практически дорос до 385 тенге, ничего удивительного нет. Его стоимость варьируется в пределах коридора 375-380 тенге, лишь изредка выходя за эти пределы. По данным Нацбанка, в мае средний курс составил 379,98 тенге. То есть для того, чтобы достичь рекорда, доллару оказалось достаточно окрепнуть на 1,1%.
В Нацбанке к ослаблению тенге до рекордных отметок также относятся спокойно. 3 июня глава регулятора Ерболат Досаев напомнил, что на формирование курса влияют сезонность, стоимость сырья, котировки рубля и другие факторы.
«Отражая движение такого фактора, как цена на нефть за май текущего года, ослабление нацвалюты составило 0,4% (с 381,08 до 382,56 тенге). За период с 27 мая по 3 июня — на 1,2% (с 379,86 до 383,94 тенге за доллар)», — прокомментировал глава Нацбанка.
Что происходит?
Главная причина ослабления тенге – снижение цен на нефть. Пике Brent заняло около полутора недель, за это время его стоимость снизилась до уровня чуть выше 60 долларов. А ведь еще в конце апреля он торговался на уровне 75 долларов за баррель. Однако на формировании курса сказываются и другие факторы.
В первую очередь внешнеполитические: доллар продолжает крепнуть ко всем основным валютам мира
«На внешнем валютном рынке в период с 24 по 31 мая 2019 года наиболее значимыми событиями были объявление Д. Трампом пошлин на ввоз в США товаров из Мексики для борьбы с нелегальной миграцией в размере 5%; лишение Индии статуса, позволявшего беспошлинно ввозить товары в США; усиление торгового противостояния США и КНР из-за сообщений, что Пекин может ввести ограничения в поставках редкоземельных металлов в США, используемых в промышленности и производстве военного оборудования; публикация окончательной оценки роста ВВП США в 1 квартале, +3,1% (против предварительных данных в 3,2%)», — называют причины в Нацбанке.
Население не верит в падение курса
Еще один немаловажный фактор – это девальвационные ожидания. В конце мая регулятор опубликовал результаты очередного опроса населения по инфляционным ожиданиям. Сам опрос был проведен в апреле, т. е. в период, когда курс доллара и стоимость нефти были достаточно стабильны. Но уже были заметны панические настроения, прогнозирующие девальвацию после проведения президентских выборов.
Двое из каждых трех респондентов считают, что курс доллара к тенге вырастет. Такой ответ на протяжении уже 9 месяцев дают в среднем 66,5% опрошенных. Оптимистов становится все меньше: в апреле о том, что тенге ждет укрепление заявили лишь 3,9% опрошенных. Это минимум за все время проведения (с января 2016 года). Таким образом, в то, что доллар подешевеет, верит только 1 из 25 казахстанцев.
С другой стороны, казахстанцы не спешат переводить накопления в американскую валюту. Лишь 22,1% респондентов, имеющих накопления в наличной форме, хранят деньги в долларах. Это один из самых низких показателей за время проведения опросов. Доля тенге, наоборот, выросла до 84,8% — это один из наибольших результатов.
Таким образом, складывается противоречивая картина: казахстанцы все меньше верят в то, что тенге укрепится, но при этом совсем не торопятся отказываться от него в пользу иностранной валюты
Последнее подтверждается не только результатами опроса, но и официальными данными: объемами нетто-продаж обменными пунктами и показателями дедолларизации банковского сектора.
Будут ли интервенции?
К слову, в укрепление тенге не особо верят и профессиональные участники рынка. Ассоциация финансистов Казахстана регулярно проводит опрос, один из вопросов которого – прогноз по курсу доллара через 12 месяцев.
В первой половине мая, когда американская валюта стоила меньше 380 тенге, средний прогноз составлял 390,3 тенге. К слову, Нацбанк готов вмешаться в курсообразование. Досаев подтвердил, что в случае значительной волатильности регулятор готов принять необходимые меры для стабилизации ситуации. Официально объем нетто-сделок по интервенциям равен нулю с сентября 2018 года. На бумаге это означает, что вмешательства не ведется. Но интервенции как минимум один раз все же были – после того, как Нурсултан Назарбаев объявил об отставке.
«Если говорить о ситуации, которая сложилась после заявления первого президента Елбасы 19 марта, 20 марта было достаточно высокое давление на рынок. Мы участвовали на рынке. Сумма участия 20 марта была $304 млн», — объяснял глава Нацбанка.
По его словам, интервенции были произведены за счет золотовалютного резерва, но до конца марта баланс был восстановлен.
Источник: 365info.kz