Председатель правления Банка ЦентрКредит высказал Forbes.kz свое мнение о том, как будет вести себя валюта Казахстана.
Экономических предпосылок для резкого колебания курса тенге на сегодняшний момент нет. Так считает председатель правления Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов, которого попросили высказаться на эту тему на встрече руководства банка с журналистами во вторник, 29 мая.
- Мы посмотрели платёжный баланс за первый квартал - он стал положительным; цена на нефть сейчас достаточно комфортная для Казахстана, и инфляция в принципе низкая. Поэтому арбитража для того, чтобы проводить обесценение тенге, пока нет, - полагает банкир. - Всё, что сейчас происходит, - это больше краткосрочные факторы, которые влияют на курс тенге и которые в большей степени связаны с ожиданиями, а не с какими-то макроэкономическими показателями. То есть это связано больше с эмоциональными факторами, чем с фундаментальными.
Галим Хусаинов говорит, что девальвация как резкое ослабление национальной валюты в Казахстане в целом невозможна, поскольку страна перешла на плавающий курс тенге. В таких условиях однодневного резкого ослабления тенге не может быть в принципе.
- Вспомните, например, как было в России в 2014: тогда произошло резкое падение цен на нефть и российская валюта упала к доллару с 30 до 60 рублей, - напомнил председатель правления Банка ЦентрКредит. - Но если посмотреть на график, то можно увидеть: тогда не было однодневного ослабления – это происходило в течение полугода. И курс дошёл до 60, а потом даже до 80, но потом укрепился до 63-65. Соответственно, самого понятия девальвации при текущей политике не может быть как такового. Если же Нацбанк вдруг объявит, что в стране будет фиксированный курс, всё равно нужно, чтобы прошло минимум два-три года, чтобы появились диспропорции, которые приведут к девальвации. А этого пока нет.
По мнению собеседника, ослабевание тенге в пределах 5-6% - это «нормальное явление, которое соответствует макроэкономическим показателям и экономике Казахстана». Именно в этом коридоре сейчас находится инфляция в Казахстане. Также стоит учитывать влияние ставки ФРС США и базовой ставки.
- Что такое ослабление на 5%? Сегодня это почти 20 тенге, - заявил г-н Хусаинов. - Если в течение года курс доллара дойдёт, условно говоря, до 400 тенге, многие эксперты начнут говорить, что это девальвация. На самом деле это не девальвация – это нормальная система корректировки, которая поддерживается макроэкономикой, и она никак не влияет на благосостояние населения, потому что на сегодня арбитраж ставок покрывает любые возможные убытки.
Отвечая на вопрос, с чем могут быть связаны слухи о девальвации, банкир предположил: «разогревание общества перед выборами».
- К чему могут привести слухи? Люди на ожиданиях девальвации начинают менять тенге на валюту. Это приводит к тому, что курс доллара повышается под прессингом эмоциональных ожиданий. И курс растет. Что произойдет дальше? Население, поймёт, что дальше курс доллара не двигается, но все, кто мог, доллары поменяли. А потребности в деньгах есть у всех, и они начинают менять доллары опять на тенге – тогда происходит укрепление тенге. И те, кто менял тенге на доллары, начинают получать убытки. Это мы уже проходили за последние три года несколько раз. И люди опять могут наступить на те же грабли. А заработать на этом будет практически невозможно.
По мнению Галима Хусаинова, курс тенге сегодня недооценён. Краткосрочными предпосылками для обесценения валюты Казахстана были бы либо резкое падение цен на нефть, либо резкое ослабевание российского рубля. Пока же этих предпосылок нет.