25
Пн, нояб

С каждым днем Алматы все ближе к созданию «умного» города

Smart City Almaty – от системы «Онай» до робота в Call-центре

 С каждым днем Алматы все ближе к созданию «умного» города

Еще несколько лет назад в южной столице стартовала программа Smart City Almaty. Новый проект, основанный на инновационных технологиях, должен сделать быт алматинцев комфортабельнее и проще, а также повысить общий уровень жизни. Так что же уже удалось воплотить в реальность и какие еще технологические новинки придут на помощь горожанам, мы и решили выяснить. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с председателем правления АО «Центр развития города Алматы» Жанной Тулегеновой.

- Жанна Викторовна, когда программа Smart City Almaty была запущена?

- Активная разработка началась в 2016 году. В качестве партнеров привлекли Институт инжиниринга и информационных технологий КБТУ (Казахстанско-британского технического университета) совместно с Международной консалтинговой компанией IDC. На основе концепций, предложенных IDC, развиваются несколько крупнейших мировых городов, например, Эр-Рияд, Нью-Йорк. Совместными усилиями была проведена инвентаризация всех информационных систем, которые есть в пользовании у города, у квазигосударственных компаний, у всех тех или иных организаций, которые напрямую работают с городом. Мы увидели, что имеем в настоящий момент – какое качество, состояние и эффективность у существующих информсистем. Это была большая работа.

- Расскажите об этом проекте. Что он подразумевает, какие конкретные сферы жизни горожан затрагивает?

- Наша главная задача состоит в том, чтобы город стал комфортным для каждого жителя и гостя Алматы. Для этого применяются лучшие мировые практики, адаптированные для наших условий. Это не простые слова, как может показаться на первый взгляд, это основной принцип нашей работы. Сейчас за Центром развития города Алматы закреплена техническая экспертиза всех проектов по цифровизации города. Проводим ее по нескольким критериям.

Во-первых, должно обязательно повыситься качество услуг для конечного потребителя. Если это сфера образования, то касаться в первую очередь она должна родителей, учеников, учителей. Если здравоохранение — то для пациентов и врачей. Снижаются неэффективные методы работы и бюрократия, скорость оказания услуг увеличивается, улучшаются их качество и прозрачность. Если система по решению этой проблемы соответствует этим параметрам, то она реализуется. Цифровизацию ради цифровизации мы не запускаем.

Во-вторых, повышение качества менеджмента. Наши системы должны помогать управлять процессами, видеть, что происходит в реальности. Есть хорошая фраза – «Ты не управляешь тем, что не можешь посчитать». Если ты не можешь посчитать пассажиропоток, то ты не управляешь процессом обеспечения жителей качественным общественным транспортом. Нужно опираться на конкретные цифры. Исходя из всего этого, мы проанализировали различные сферы жизнедеятельности города и определили основные направления, на которые нужно сделать упор в первую очередь. Это общественный транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ, безопасность, а также цифровизация госуслуг и госуправления. Это те вещи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни чаще всего.

a8821c1ca04f81f03c89551b9c3.JPG

- Что под цифровизацией конкретно имеется в виду?

- Возьмем в пример общественный транспорт. Город обслуживает около 15 компаний-перевозчиков. Соответственно, персонал, оборудование, сами транспортные средства находятся в их частной собственности. Государство не может обеспечивать цифровизацию для них за свой счет. Это было бы несправедливо. Когда бизнесу это выгодно, то владелец сам старается как можно быстрее все эти технологии (системы автоматизированного управления, GPS-трекеры и так далее) внедрить у себя. Если невыгодно – подобные сервисы внедряются уже гораздо медленнее, потому что цифровизация это в том числе и прозрачность. Видно, где ты заработал и где, возможно, обманул.

А поскольку общественный транспорт – это социальная сфера жизни наших граждан, то это становится государственной функцией, которой необходимо управлять и видеть, как все это происходит. Потому что именно администрация города дает субсидии на пассажирские перевозки, компенсацию за проезд льготных категорий граждан, нередко приобретает сами транспортные средства.

Вспомним, как происходило внедрение в жизнь системы «Онай»? Сопротивление было как со стороны некоторых перевозчиков, так и части пассажиров. Сейчас мы видим, что пользователи общественного транспорта с успехом пользуются новым видом оплаты за проезд. Сегодня 97% оплаты в наземном автотранспорте проходит по картам «Онай». Нам это позволило решить очень много проблем. Мы увидели, сколько людей ежедневно пользуются общественным транспортом, на каких маршрутах они передвигаются, где необходимо запускать дополнительные автобусы.

Сегодня на каждом автобусе установлены GPS-трекеры. Мы видим, где находится то или иное транспортное средство и вышло ли оно на маршрут. Эти данные загружаются в ситуационный центр, анализируются. Все это позволяет улучшить сферу деятельности общественного транспорта, а значит, повышает качество жизни граждан.

- Над чем сейчас идет работа активнее всего?

- Очень значима отрасль ЖКХ, она развивается не так быстро, как тот же общественный транспорт. Мы хотим понять конкретный объем потребления ресурсов: сколько потребляет население, какова доля производства, где и как происходят потери. Сегодня общедомовыми приборами учета тепла охвачено более 90% многоквартирных жилых домов. А вот по воде интересная ситуация – уровень приборизации юридических лиц составляет 100%, с дистанционным съемом показаний - 40%. Частный сектор, именно ИЖС, охвачен на 46%, а дистанционным сбором только - 3%. Сейчас идет большая программа при республиканской поддержке по модернизации этого сектора. Выделяются субсидии для малоимущих семей, идет активная работа с населением.

Помимо этого, в сфере ЖКХ уже запущена автоматизация деятельности КСК и их взаимодействия с населением. Для жителей обеспечена возможность мониторинга работы КСК через электронную систему.

- С момента запуска программы что уже реализовано на данный момент?

- Трудно говорить, что мы полностью завершили работу над чем-то. Потому что это постоянная работа, требующая контроля и анализа. Есть проекты, которые запущены и полноценно функционируют. Помимо организации работы общественного транспорта, мы успешно внедрили цифровизацию в сферу образования и здравоохранения. В прошлом году мы полностью автоматизировали госуслуги по постановке на очередь и выдаче направлений в детские сады и первые классы. Уже нет необходимости в прямом контакте родителя с директором детского сада, с районным отделом образования. И на вашу очередь, если вы на нее встали, уже никто не сможет повлиять. Здесь нет ненужных посредников. То же самое происходит с поступлением в первый класс, переходом из одной школы в другую, школьными обедами, летними лагерями и др.

В здравоохранении работает единая медицинская информационная система. Стали доступны запись на прием к врачу и вызов врача на дом онлайн. Плюс ко всему эта программа позволяет перейти с бумажного ведения паспорта здоровья на электронный. Вам уже не нужно носить с собой больничную книжку и восстанавливать ее в случае утери. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы именно бумажной работы у врачей было как можно меньше. По протоколам им необходимо было заполнять 127 бумажных форм. В течение года было оцифровано 80%, и сейчас государственные больницы и поликлиники переходят на безбумажную форму работы. На данный момент заведено 1 млн 768 тыс. электронных паспортов здоровья граждан. Это практически все население города.

Вызов врача на дом и запись на прием к врачу – самая востребованная услуга алматинцев. Она занимает около 60% от всех предоставляемых электронных услуг. Вообще, жители Алматы очень продвинутые пользователи. По данным портала Egov.kz, треть всех запросов приходится на наш город.

- Можно ли увидеть четкий горизонт того момента, когда южная столица станет «умной»?

- Мы с каждым днем все ближе к этому. Вообще, во многих даже европейских городах процесс цифровизации шел десятилетия. И он еще не закончен до конца. Легче всего создать «умный» город, когда он компактный и построен с нуля. Если приходится технологически перевооружать мегаполис, то этот процесс будет проходить дольше. Есть интересные примеры строительства «умных» городов с нуля. Например, Иннополис в Татарстане, рассчитанный на 5 тыс. человек. Интересный, красивый, но совсем небольшой, как один микрорайон Алматы. В других странах есть похожие проекты, например, в Индии, где планируется построить 100 «умных» городов. Также подобные планы есть в ОАЭ.

Хочу отметить, некоторые страны только начинают или недавно начали автоматизацию госуслуг. Просто мы уже привыкли ко многим вещам и не обращаем внимания на наши уже свершившиеся проекты. Например, те же ЦОНы. Их внедрять мы начали более 10 лет назад, когда в некоторых государствах об этом даже не задумывались. А сегодня они у нас воспринимаются как данность. Теперь около 80% госулуг для бизнеса и населения оказывается в цифровом формате.

- И все же что будет доведено до логического конца?

- По моему мнению, в общественном транспорте проведена большая работа. И для того чтобы утверждать, что в городе существует интеллектуальная транспортная система, необходимо доработать несколько вещей. Во-первых, управление светофорами. Сегодня у нас в автоматизированном управлении 77% светофоров. Мы работаем в этом направлении. Ими будет управлять уже не человек, а они сами будут оценивать происходящую ситуацию по датчикам: загруженность и дорог, и пешеходов. Также нам нужно завершить второй этап АИС «БДД» (Автоматическая информационная система «Безопасности дорожного движения»). Она была впервые введена именно в Алматы, в 2012 году. Это система фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Инвестиции, которые были вложены в нее, окупились в первые годы. Город вложил 3,4 млрд тенге, за 5 лет в бюджет от штрафов поступило 24 млрд тенге. Эти деньги инвестируются в транспортную реформу.

Сейчас, когда мы говорим об «умном» городе, это значит не только все видеть и управлять всеми процессами, это еще и анализировать, прогнозировать и работать превентивно. Для этого создан ситуационный центр. Он представляет собой автоматизированную информационно-аналитическую систему с разными модулями. В ней интегрированы данные городских, республиканских информационных систем и баз данных для мониторинга, анализа и планирования социально-экономических процессов города. Система позволяет избавиться от сбора данных вручную и минимизирует «человеческий фактор». Благодаря этому на основе достоверных и актуальных данных будут приниматься более эффективные оперативные и стратегические управленческие решения. В этом направлении нужно проделать большой объем работы.

В части автоматизации услуг государственные и квазигосударственные органы активно между собой сотрудничают и перенимают лучшие передовые практики. К примеру, мы ездили в Нур-Султан, чтобы увидеть, как в городе поставлена работа по big data. К нам часто приезжают делегации из разных регионов, которым интересен наш опыт (скрипты ответов, алгоритмы, системы) по созданию ситуационного центра, общественной приемной акимата Open Almaty. Безусловно, в автоматизацию идут все регионы.

- Мы еще не коснулись такого важного предмета как экология…

- В этом направлении мы сотрудничаем с аналитическим центром «Талап» и вместе с Microsoft изучаем систему, которая соберет все достоверные данные. Потому что вокруг этой темы всегда есть повышенный интерес и разнополярные мнения. Особенно вокруг того, что больше всего влияет на экологическую обстановку Алматы. По разным экспертным оценкам, 65-70% всех выбросов в городе все-таки производится автотранспортом. Мы продолжаем собирать информацию по данному вопросу, проводим встречи с экспертами, различные семинары, смотрим разные системы, установленные в разных городах страны и в России. Это сложная и чувствительная для горожан тема, которой необходимо заниматься и на основе достоверных данных выбрать правильный путь по ее решению.

Помимо всего этого, много работы проводится по озеленению, газификации, по переходу общественного транспорта на газ, строится метро, будет внедряться LRT, открыт завод по сборке электрических автобусов, начал работу мусоросортировочный завод.

- Если говорить о применении «умных» инноваций, что можно привести конкретно в пример?

- В основе практически каждой нашей программы лежат инновационные технологии. Сейчас мы внедряем и разрабатываем несколько программ, в основе которых будут лежать машинное обучение, искусственный интеллект. Эти системы будут позволять нам управлять целыми отраслями в жизни города. Некоторых удивила наша идея о внедрении «умного» робота, который будет отвечать на телефонные звонки наших горожан в объединенном call-центре. Что-то вроде программы «Алиса» в Яндексе. Человеку скучно стало, вот он с ней и побеседовал. Надеюсь, что мы в службу развлечений не превратимся (смеется). Теоретически понятно, как это сделать, осталось найти исполнителей и воплотить это в жизнь.

Источник kapital.kz