02
Чт, мая

Чужие здесь не ходят

Пока банкам не станет выгодно работать с чужими страховыми компаниями, не стоит ждать конкуренции на рынке банковского страхования

В конце марта рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» провело круглый стол «Банкострахование в Казахстане». Прошлогодний рост розничного кредитования привел к увеличению страховых премий и актуализировал тему конкуренции банковских и небанковских страховых компаний (СК) по страхованию банковских заемщиков. Несмотря на то, что законодательные поправки дали клиентам банка право самостоятельно выбирать СК, достичь цели по развитию конкуренции не удалось. По оценке экспертов, свыше 70% рынка банкострахования контролируют три кэптивные страховые компании — банки продолжают навязывать клиентам услуги определенных страховщиков, пользуясь слабой осведомленностью заемщиков о своих правах.

Почему закон не работает

Как отметил заместитель генерального директора «Эксперт РА Казахстан» Арман Жахин, рост рынка банкострахования не привел к значительному перераспределению премий от аффилированных к неаффилированным страховщикам в сегментах страхования от несчастного случая, в страховании автотранспорта и имущества. По его мнению, ситуация не изменится, пока не будут решены ключевые вопросы: в первую очередь формального исполнения банками законодательства, когда банки по-прежнему пользуются услугами определенных страховых компаний. В этой ситуации выходом может стать более жесткий контроль над исполнением законодательства, а также введение единой аккредитации страховых компаний при банках. Для аккредитации следует разработать правила, иначе на рынок могут выйти компании, не обладающие высокой надежностью, и появится угроза демпинга и неплатежей.

«Эксперт РА Казахстан» провел среди страховщиков опрос и выяснил, что участники рынка хотели бы видеть критериями аккредитации следующие показатели: достаточность страховых резервов и объема ликвидных активов, стабильное финансовое состояние компании, развитость филиальной сети, надежность перестраховочной защиты, организационную готовность ведения бизнеса и др. Как указал Арман Жахин, перечисленные критерии анализируются и определяются как раз в процессе рейтинговой оценки — она дает более комплексное представление об уровне надежности страховщика, так как анализ рисков ведется по основным направлениям деятельности компании.

Во-вторых, для развития конкуренции на рынке банкострахования следует решить проблему слабой осведомленности потребителей о свободном выборе страховщика. Иначе у заемщика не будет заинтересованности в выборе более выгодных условий страхования, и они продолжат принимать те, что предлагаются им по умолчанию. В итоге ценообразование на рынке банкострахования становится негибким, и заемщики не предъявляют реального спроса на услуги страховых компаний. Решение данной проблемы в том, что реклама страховых компаний должна носить просветительский характер, а в обязанности кредитных менеджеров должно войти информирование заемщиков об их правах. Причем делать они должны это не формально, а реально.

Говоря о масштабах и динамике рынка, начальник управления методологии пруденциального контроля и надзора Национального банка Даурен Салимбаев сказал, что объем премий по договорам страхования, связанным с заемными операциями, вырос в 2011 году на 86% и составил 17,3 млрд тенге. При этом большую часть рынка, по словам представителя Национального банка, формируют только три страховые компании, на остальных страховщиков приходится незначительная доля рынка. Он отметил пагубность практики страхования заемщиков в аффилированной с банком страховой компании, ведь в этом случае риск остается внутри банковской группы, и экономический эффект снижается. По мнению г-на Салимбаева, в текущем году темпы роста банкострахования сохранятся.

Схемы и тарифы

Управляющий директор по корпоративному бизнесу АО «Нефтяная страховая компания» Айдар Аукенов отметил заметное влияние на рынок банкострахования принятых поправок. «Мы надеемся, что текущий год будет более динамичным, так как больше финансовых институтов дадут доступ к своим кредитным портфелям. Думаю, этот процесс неизбежен по причине роста интереса к банковским продуктам. Так как клиентам важны условия займа: ставка, структура и стоимость комиссии, наличие страхования и кто выступает страховщиком, банки будут заинтересованы в альтернативе страхового предложения, — считает спикер. — В некоторых банках уже появились буклеты неаффилированных с банком страховых компаний».

Председатель правления АО «СК “Лондон-Алматы”» Ергали Бегимбетов согласился с фактом появления конкуренции на рынке банкострахования, но отметил незначительность ее масштаба: банки, предоставившие доступ к своей клиентской базе, можно «пересчитать по пальцам», к тому же у них нет больших объемов кредитования в розничном бизнесе. Хотя для потребителя выбор страховщика — прямая экономическая выгода: у банка тариф по страхованию от несчастного случая может составлять 5%, а в независимой компании потолок ставки — 0,5%.

В цифрах и кроется «упрямство» банков, ведь страховые тарифы уже заложены в немаленькую кредитную ставку по продукту. «Когда ты берешь кредит, тебе не называют ставку процента, а лишь ежемесячную сумму платежа. В деньгах платежи кажутся небольшими, а если пересчитать в проценты, они будут огромными, свыше 50%, — резюмировал эксперт. — Что касается рисков: если дочерняя страховая компания риски перестраховывает, нельзя однозначно говорить, что риски сконцентрированы, хотя риск остается в группе однозначно. Я не противник страхования рисков в дочерних страховых компаниях, я противник монополии на этом рынке. Если мы хотим развиваться и дальше, должен быть рыночный подход к организации страхового рынка».

Участники дискуссии отметили, что многие банки сегодня включают страхование в кредитную ставку, страхуя клиента за счет собственных средств, после перестраховывая риски в дочерних страховых компаниях. И получить аккредитацию в таком банке невозможно.

Гендиректор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков согласился с тем, что сама по себе конкуренция на рынке не выправится и ситуацию «придется как-то двигать». Ведь если принять точку зрения управляющего банком, деньги выгоднее оставлять в банковской группе. В качестве «руководства к действию» он привел в пример российский опыт «войны» Федеральной антимонопольной службы России с коммерческими банками за расшифровку реальной процентной ставки: банк «тут тариф добавил, там деньги взял — вроде бы малость, а на деле набирается солидный процент».

Еще один инструмент развития конкуренции — борьба со схемным бизнесом, который сильно меняет картину страховых потоков. Как только схемы выдавливаются, для банка на первое место выходит потребность в целесообразности и экономической выгоде. «Эти два направления, прозрачность платежей заемщика банку и отсутствие схем — два важных момента для банковского страхования», — подчеркнул спикер.

Представитель Национального банка Даурен Салимбаев проинформировал участников дискуссии, что казахстанский регулятор также проводит постоянную работу по борьбе со страховыми схемами. В частности, были приняты нормативные акты, ограничивающие активность двух важных каналов страховых схем: страховых посредников (агентов) и перестрахования. С 1 января текущего года вступил в силу запрет на прием агентами наличных денег от страхователя, к ним были также предъявлены квалификационные требования. По перестрахованию были установлены ограничения и лимиты для увеличения несвязанного страхования добровольных видов.

Пробиться к клиенту

Отвечая на вопрос модератора об участии компании в банкостраховании, председатель совета директоров АО «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов рассказал, что доля банкострахования в портфеле компании составляет 35%, или 1 млн долларов в реальном выражении. Спикер отметил слабость развития банкострахования, поскольку для потребителей, прежде всего физических лиц, страхование является «пятым колесом в телеге». Потребитель стремится получить кредит, и ему не важно, что туда включено. Не многие заемщики самостоятельно просчитывают стоимость кредита, раскладывая «по полочкам» процентную ставку. Если бы заемщики-физлица проявляли бы больший интерес к тому, сколько денег они платят банку, а банки открыто показывали структуру эффективных кредитных ставок, страхование физических лиц происходило бы на качественно другом уровне. С другой стороны, сами страховые компании не совсем готовы сегодня к освоению этого большого сегмента. Им необходимо наладить инфраструктуру, в первую очередь IT-системы, тогда и банки, и потребители смогут оценить качество и оперативность работы страховых компаний. Талгат Усенов напомнил, что в Европе банки продают не только страхование займов, но и другие добровольные виды, выступая посредниками между клиентом и страховщиком. Посредничество по страховым операциям приносит до 16% дохода европейских банков.

Директор департамента корпоративного страхования АО «СК Sta dard» Динара Мукатаева констатировала, что изменения в страховое законодательство привели к тому, что число банков, с которыми может работать страховая компания, формально увеличилось. Но фактически на изменение показателей компаний и увеличение конкуренции на рынке это не повлияло. Потому что, во-первых, некоторые банки взяли страхование залогов и заемщиков на себя, напрямую включая услугу в цену кредита. Часто банки предлагают собственные страховые компании, маскируя их предложения под подарки, тем самым ограничивая клиента в выборе. Во-вторых, заемщики принимают любые условия банка, чтобы получить кредит. А в-третьих, из-за низкой страховой грамотности заемщик не осведомлен, что может выбирать компанию.

Рассказывая о работе с банками, председатель правления страховой компании АО «Коммеск-Өмір» Дмитрий Жеребятьев уточнил, что компания подключается к банкострахованию лишь тогда, когда клиент сам просит застраховать его для получения кредита. Договариваться с банком о сотрудничестве, когда банк в нем не заинтересован, сложно. «Формально работать с нами согласились четыре банка. Сразу скажу, что мы не действуем агрессивно в направлении банкострахования. На сегодня ситуация такова, что мы банкам не нужны. И тут вопросы следует адресовать регулятору. Пока он не сделает так, что независимые страховые компании будут нужны банковскому холдингу, а сегодня банк работает в интересах всего холдинга, в который входят и страховые компании, прогресса в развитии вопроса не будет», — прокомментировал ситуацию эксперт.

«Мы получили согласие на сотрудничество от всех банков, к кому обращались, — делится председатель правления АО “Чартис Казахстан Страховая Компания” Ойбек Халилов. — Но ввиду того, что в самих банках существует конфликт интересов, когда агентскую комиссию получает банк, а не сотрудник, сотрудники банка зачастую забывают продвигать страховые продукты, для них это дополнительная административная нагрузка».

По его словам, в работе с банком существует проблема нерегулируемых комиссионных вознаграждений, когда банки запрашивают со страховой компании вознаграждение в размере 75—80% от стоимости полиса, что делает продукт компании непривлекательным для конечного потребителя. Проблемы и с регулированием надзорным органом классов страхования жизни и общего страхования. Вопрос в том, кто имеет право предоставлять страхование, схожее со страхованием жизни, например, страхование смерти в результате заболеваний. В мировой практике компании по общему страхованию могут предлагать страхование жизни, если оно не является аннуитетным. Послабление в регулировании привело бы к большей гибкости в оказании страховых услуг клиентам, уверен эксперт.

 «Что касается критериев банковской аккредитации, я бы добавил к ним прозрачность процесса страхования и подробное описание страховых продуктов. Это увеличило бы возможности клиента в понимании того, какой страховой продукт является для него привлекательным. Надо сделать процесс ценообразования открытым, чтобы клиент видел, сколько и за что он платит банку, это помогало бы в выборе правильного страховщика», — подытожил г-н Халилов.

Управляющий директор АО «СК Ama at I sura ce» Даулет Акижанов отметил, что страховая компания может страховать заемщиков банка и без аккредитации. «К нам обращаются клиенты, имеющие залоги в различных банках, с просьбой застраховать залог. Сегодня у нас в портфеле есть договора с двадцатью банками, хотя аккредитацию мы прошли всего в двух», — отметил эксперт.

Что касается страховки «в подарок», которую предлагают закрытые для аккредитации банки, то стоимость «подарка» легко вычислить, так как регулятор обязывает банки раскрывать эффективную ставку кредитования. Если номинальная ставка кредитования составляет 9,9%, а эффективная — 10,86%, понятно, что нет никаких дополнительных нагрузок, которые банк заложил в кредитную ставку. Кроме того, существует разъяснение Национального банка о КВСС — комиссии за ведение ссудного счета, в которой банки традиционно прятали все свои комиссии, о том, что применять комиссию за ведение ссудного счета не совсем корректно. Теперь важно, как будут реагировать на это письмо юристы банков. Если решение регулятора о том, что КВСС нельзя применять в кредитной ставке, будет защищено, вопрос заложения страховки в процент кредитования отпадет сам по себе, считают участники рынка.

Управляющий директор Ассоциации страховщиков Казахстана София Москаленко заметила, что сами страховщики не прикладывают значительных усилий по информированию клиентов о свободном выборе страховой компании при получении кредита, и компании однобоко подходят к работе с банками. «Просматривая сайты и рекламные проспекты компаний, ни разу не видела, чтобы кто-то разъяснял потребителю его действия при страховании банковских продуктов, одновременно предложив универсальный продукт и обозначив тарифы», — сказала г-жа Москаленко. По ее мнению, к решению проблемы информированности можно подключить регулятора для конкретизации этой нормы и даже Агентство по защите конкуренции. Речь может пойти о введении количественных показателей по обязательному минимальному процентному соотношению договоров со сторонними страховщиками в структуре банковского портфеля.