22
Ср, янв

В Казахстане стали всё больше зарабатывать на перестраховании

Reinsurer results2За период с мая 2020 года по май 2024-го объём переданных в перестрахование премий вырос на 37%.

За счет увеличения поступлений перестраховочных премий темпы прироста перестраховочного рынка Казахстана ускорились. За период с мая 2021 года по май 2023-го темпы выросли с 25,8 до 49 %. И хотя за пять месяцев 2024-го годовой темп упал до 6 %, сохраняется тренд быстрого развития перестрахования. За последние пять лет объем внутреннего перестрахования вырос в 2,2 раза, до 60,2 млрд тенге.

Основной вклад в увеличение премий вносят объемы перестрахования из-за границы. За пять лет входящие перестраховочные премии выросли на 98 %, до 45,5 млрд тенге. Объемы перестрахования рисков внутри рынка гораздо скромнее — всего 14,7 млрд тенге (на начало июня 2024-го). Но их прирост опережает динамику входящих перестраховочных премий.

Рост внутреннего перестрахования оказывает влияние на исходящее перестрахование. За период с мая 2020 года по май 2024-го объем переданных в перестрахование премий вырос на 37 %, до 71 млрд тенге. И хотя остается значительным объем премий, переданных за границу (50,7 млрд тенге на начало июня 2024 года), динамика внешнего перестрахования теряет скорость, а внутреннего — набирает. Доля нерезидентов в исходящем перестраховании сокращается.

Рост премий по договорам внутреннего перестрахования, в том числе от нерезидентов, за последние четыре года обусловлен комплексом факторов, связанных с трансформацией мирового перестраховочного рынка. «Казахстанские компании начали снижать входящее перестрахование из-за рубежа в связи с временной нехваткой емкости на международном рынке, в частности ввиду больших убытков в результате катастрофических событий», — комментирует первый заместитель председателя правления СК «Евразия» Самат Кабдолов.

Кроме того, для многих страховых компаний из СНГ закрылись российские перестраховочные емкости. До введения санкций против России ее страховые компании, такие как РНПК, «Согаз», «Ингосстрах» и другие, были ключевыми игроками на международном перестраховочном рынке. «Их уход с рынка из-за санкций привел к дефициту перестраховочных емкостей, что спровоцировало рост спроса на перестрахование в других странах региона, в том числе в Казахстане», — поясняет заместитель председателя правления по андеррайтингу и перестрахованию СК Nomad Insurance Андрей Кадеров.

Вместе с тем рост внутреннего перестрахования обусловлен и общим развитием казахстанского страхового рынка. Председатель правления НСК Ержан Конурбаев, помимо внешних факторов, указывает на увеличение капитализации местных СК.

«В настоящий момент соотношение премий к капиталу меньше 1 (то есть покрытие резервов более чем двукратное). Поэтому возникает вопрос более эффективного использования этого капитала, а значит, увеличения собственного удержания, роста активности как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — отмечает Конурбаев.

Между тем перестрахование всегда являлось уделом крупных игроков, имеющих значительный объем активов, капитала и премий. Для меньших по размеру СК путь в перестраховочный бизнес, как правило, лежит через вхождение в перестраховочный пул с другими СК. Как правило, казахстанские СК участвуют в перестраховании иностранного риска не самостоятельно, а с несколькими перестраховщиками в целях диверсификации рисков. Лидерами по таким рискам (перестраховщик с наибольшей долей) выступают страховые компании из Западной и Восточной Европы (Германия, Австрия, Польша и т. д.), хотя есть и крупные перестраховщики из Индии и Южной Кореи.

Что касается принятия внешних рисков казахстанскими перестраховщиками, то местный перестраховочный рынок привлекает СК со всего мира, включая Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку. В СК «Евразия» отмечают, что основными направлениями перестрахования в Казахстане являются имущественные и энергетические риски, также предлагаются риски страхования разных видов ответственности (профессиональная ответственность, D&O, ГПО за причинение вреда, ответственность юристов и т. п.). Кабдолов объясняет, что основная часть рисков приходит с более развитых рынков — США, Европы, Канады, Австралии, «где более развитая страховая культура и наличие страхования являются не обязательством, а существенной необходимостью для защиты бизнеса и финансовой устойчивости развития».

В целом страховщики отмечают, что казахстанский перестраховочный рынок за последние годы прошел значительный путь развития. Его участники заработали устоявшуюся репутацию и финансовую устойчивость, что делает их более привлекательными для цедентов (СК, передающих риски в перестрахование).

Не упустить шанс

Позитивная перестраховочная статистика последних лет и положительные отзывы СК на этот вид деятельности говорят о возможности перестрахования стать новой точкой роста для казахстанских СК. К тому же страхование, в отличие от других сегментов финансового рынка, имеет хороший экспортный потенциал. Банковское направление при всей успешности отдельных игроков на соседних рынках — всё-таки больше внутренняя история. Повторить полностью успешную внутреннюю стратегию на других рынках банкам не так-то просто. А вот казахстанским перестраховщикам вполне по силам написать более масштабную историю, для этого существует твердая инфраструктурная база.

график
Прежде всего СК обладают компетенциями в лице профессиональных специалистов и андеррайтеров, которые могут оценивать те или иные виды страхования. Другой позитивный фактор — развитие добровольного имущественного страхования — главного объекта перестрахования. На начало июня 2024-го портфель добровольного страхования имущества составлял 112 млрд тенге, в том числе 67 млрд тенге прямых премий. Добровольное страхование имущества занимает в совокупных премиях 36 %. На сегодняшний день перестрахование в Казахстане в значительной степени покрывает страхование имущества, включая страхование перерыва в производстве.

«Именно страхование имущества, включающее в себя и страхование от риска перерыва в производстве, является локомотивом перестраховочного рынка в Казахстане, принося наибольшие премии. Также страхование перерыва в производстве покрывает значительные финансовые риски, связанные с прекращением производственной деятельности в результате страхового случая», — комментирует Кадеров.

Привлекательность имущественного страхования усиливается высокими тарифами, а также реализацией крупных инвестиционных проектов в Казахстане, которые генерируют значительные премии и часто перестраховываются на непропорциональной основе. Это делает имущественное страхование привлекательным для перестраховщиков, обеспечивая им диверсификацию портфеля и возможность получения высокой отдачи от перестрахования. Кадеров добавляет, что применение высокого уровня франшиз в имущественном страховании помогает снизить вероятность мелких убытков и увеличить привлекательность этого класса страхования. Собеседник уверен, что появление профессиональных игроков, способных формировать портфели по другим видам страхования, станет положительным сигналом для всего рынка, «так как диверсификация перестраховочного портфеля позволяет снизить риски и увеличить стабильность бизнеса». «В этом смысле все виды страхования могут внести свой вклад в развитие перестраховочного рынка, главное — правильно формировать портфель с учетом специфики каждого класса страхования», — убежден Кадеров.

В свою очередь Конурбаев полагает, что имеющийся потенциал по страхованию имущества еще далеко не исчерпан и останется драйвером роста рынка. Из других классов он отмечает страхование грузов, личное страхование (НС и жизни), страхование ОГПО, вод­ного и воздушного транспорта.

Кабдолов замечает, что хотя СК предпочитают работать по имущественному перестрахованию, это не ограничивает предоставление перестраховочной емкости и по другим видам. Так, в СК «Евразия» поступают предложения об участии в проектах по страхованию киберрисков, а также страхованию космических запусков и испытаний новых ракетоносителей». Тем не менее, по словам собеседника, на местном рынке можно перестраховывать любые классы, но по обязательным видам лимиты маленькие, поэтому их никто не перестраховывает. «Из-за рубежа нам предлагают всевозможные риски, но это совсем маленькая и несущественная доля. В качестве потенциала можно указать на перестрахование грузов и перестрахование строительно-монтажных рисков», — полагает собеседник.

Сценарии роста

По мнению Конурбаева, на перестраховочном рынке будет расти доля входящего перестрахования. На объем капитала на более чем 600 млрд тенге отечественный рынок должен привлекать 1,2–1,5 трлн тенге премий суммарно. Но, отмечает собеседник, «страхование, к сожалению, нельзя отнести к предметам первой необходимости, поэтому главным фактором его развития является платежеспособность секторов экономики, доходы предприятий, организаций и физических лиц».

Другой фактор ускорения темпов развития перестрахования — регуляторный: «необходима либерализация надзорных требований, там, где это возможно». Здесь можно назвать два источника динамики. Первый — технический, связанный с тем, что для развития перестрахования необходимы новые компетенции и опыт. Кроме того, по словам Конурбаева, необходима обширная статистическая и иная информация для оценки рисков и доступ к ней, построение на ее базе соответствующих перестраховочных моделей с разными ступенями и степенями участия в них. Этот фактор «приобретается только со временем и только эволюционным путем». Второй фактор — это риск-аппетит страхового рынка и регулирование перестрахования. «Здесь возможны более резкие и существенные изменения, которые будут направлены на мотивацию страхового рынка по привлечению иностранных рисков. Благо капитализация страхового рынка позволяет», — считает собеседник.

Говоря о перспективах усиления перестраховочных позиций местных СК, Кадеров отмечает, что среди работающих 25 страховщиков многие имеют лицензию на перестраховочную деятельность. И среди них «как минимум пять хорошо капитализированы, с высокой квалификацией и опытом работы на международных рынках, где доля международных входящих перестраховочных премий значительно выше, чем местных, что подтверждает их успешную интеграцию в глобальный перестраховочный рынок». Таким образом, полагает собеседник, у казахстанских перестраховщиков есть необходимые условия для успешного продвижения на глобальный рынок. Важно «продолжать развивать экспертизу, укреплять финансовую устойчивость и активно продвигать свои услуги на международной арене».

Представители СК перечисляют непременные условия развития казахстанского перестраховочного рынка. В первую очередь это рост капитализации местных СК, чтобы брать на себя большие риски и конкурировать с глобальными игроками. Во-вторых, получение более высоких международных рейтингов для укрепления доверия иностранных клиентов. Кабдолов уточняет, что эти вопросы в большей степени зависят от стратегии акционеров по развитию компании и наличию планов по реинвестированию прибыли в капитал.

«В большинстве случаев цеденты обращают внимание на рейтинг компании, а в отдельных странах действуют ограничения на передачу рисков в компании, не имеющие инвестиционного рейтинга или рейтинга ниже определенной категории. Но наличие значительного капитала у перестраховщика позволяет отдельным компаниям-цедентам не учитывать международный рейтинг», — поясняет Кабдолов.

Вместе с тем в СК «Евразия» указывают, что развитие внутреннего перестрахования является ограниченным за счет емкости самого рынка страхования и малой необходимости в перестраховочной емкости. «Большого потенциала в развитии внутреннего перестрахования как такового нет, поскольку все страховые компании по существу являются конкурентами, а специализированных перестраховочных компаний нет», — говорит Кабдолов. По его мнению, во входящем зарубежном перестраховании шанс на развитие направления имеют СК с достаточно высоким рейтингом, финансовой стабильностью и опытным персоналом.

Представители СК «Евразия» и СК Nomad Insurance указывают на важность роста экономики Казахстана и суверенного рейтинга страны для развития страхового и перестраховочного рынков. При улучшении экономической политики государства и дальнейшей диверсификации экономики улучшится как внутренний потенциал по страхованию, так и потенциал компаний, занимающихся входящим перестрахованием.

Автор: Татьяна Батищева, финансовый обозреватель Forbes Kazakhstan

Источник: Forbes Kazakhstan