23
Сб, нояб

Куралбай Куракбаев: достаточно ли инвестиций на охрану здоровья?

k.kurakbaevГосрасходы на медицинскую помощь казахстанцам увеличиваются в 2020 году на 16,6%, но хроническая болезнь недофинансированности отечественного здравоохранения даже в условиях медицинского страхования пока остается неизлечимой. Какие гарантии остаются за бесплатной медициной, а что будет предоставляться застрахованным? С этими вопросами Kapital.kz обратился к эксперту по клинической практике, профессору КазНМУ им. С. Асфендиярова Куралбаю Куракбаеву.

- Курал Куракбаевич, некоторая часть общества предполагает, что с внедрением социального медстрахования, государство начнет экономить на здоровье своих граждан, сокращая расходы в эту сферу. Как вы прокомментируете подобные мнения?

 

- С начала 2020 года впервые жители Казахстана начнут получать медицинскую помощь по двум пакетам. Первый – это пересмотренный объем бесплатной гарантированной медицинской помощи, второй содержит перечень медуслуг для застрахованных участников в системе ОМС.

Меняются модели финансирования, пересмотрены подходы к приоритетным группам заболеваний, но в целом доступность необходимой медпомощи от этого не пострадает, наоборот, с введением медстрахования по некоторым видам медпомощи она будет улучшена и систематизирована.

В этом году государство направляет на финансовое обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи свыше 970 млрд тенге. В следующем, 2020 году расходы государства на оказание медицинской помощи для населения увеличатся на 16,6% и составят уже более 1 трлн 134 млрд тенге. Вопреки утверждениям о том, что государство собирается экономить на здоровье своих граждан, оно, напротив, увеличивает финансирование и еще долго будет сохранять позиции квазиплательщика и в условиях медицинского страхования.

- Часто задают вопрос: в чем социальность реформы ОСМС, если всем придется отчислять страховые взносы для получения медпомощи?

- Наша модель медстрахования носит социальный характер, поскольку в основе самой системы заложены принципы социальной справедливости. Каждый платит по возможности, получает по потребности. Состоятельные наши сограждане и люди со средними доходами могут позволить себе лечение в частных клиниках, что не по карману казахстанцам с низкими доходами. Система социального медицинского страхования как раз предназначена для создания равного доступа к медицине для всех, как бы они не зарабатывали и какую бы должность не занимали. Причем объемы получаемых медуслуг не будут зависеть от размера перечисленных взносов. За тех, кто не в состоянии выплачивать взносы в систему медстрахования, плательщиком выступит государство.

За каждого казахстанца из социально уязвимых слоев населения, а это сегодня 13 категорий населения и туда входят 10 млн человек, пойдут выплаты из бюджета. Это пенсионеры, дети, многодетные, беременные женщины и находящиеся в декретном отпуске с маленькими детьми, лица с ограниченными возможностями, которые не в состоянии самостоятельно заплатить взносы, они будут находиться под защитой государства. При внедрении системы обязательного социального медицинского страхования данная категория лиц, в том числе инвалиды будут обеспечены как гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), так и пакетом медицинских услуг системы ОСМС, то есть им гарантирована помощь государства и медицинские услуги сверх ГОБМП.

За данную категорию лиц в 2020 году планируется из бюджета выделить на выплату страховых взносов 281,4 млрд тенге, в том числе за 397 199 инвалидов - 10,8 млрд тенге. Это значит, что многодетные мамы с детьми, пенсионеры, инвалиды могут беспрепятственно обращаться за медпомощью в свою поликлинику, получать направление на плановую госпитализацию, проходить диагностические обследования по двум пакетам наравне с другими застрахованными. Если в первом перечне госгарантий прописаны самые необходимые консультации и обследования, то страховой пакет дает более широкие возможности. К таковым относятся дорогостоящие лабораторные услуги: гормоны, витамины, онкомаркеры, антигены, ПЦ, такие диагностические услуги, как КТ, МРТ и т. д. Плюс можно будет получать лекарственное обеспечение при заболеваниях, сверх ГОБМП.

- Кто у нас сегодня чаще болеет и больше потребляет медицинскую помощь?

- По официальным данным органов здравоохранения, 46% объемов потребления стационарной помощи в стране за год приходится на экономически неактивное население, это те же дети, пенсионеры, инвалиды и безработные. По лекарственной части такая же картина, почти половина бесплатных лекарств выписывается по рецептам хроническим больным, состоящим на учете в поликлиниках. Так, в 2018 году было выписано 12 миллионов рецептов на бесплатные препараты общей стоимостью 90 млрд тенге. Цена некоторых лекарств, которые нужно принимать длительными курсами, исчисляется на десятки тысяч тенге, и вряд ли бы пенсионеры сумели их приобрести из своего кармана, на свои социальные выплаты. Поэтому поддержка государственных гарантий в секторе здравоохранения очень важна для сохранения здоровья нации.

- Люди сами хотят распоряжаться своей страховкой. Выгодно ли это на самом деле?

- Все деньги смешиваются в один котел, они обезличиваются. Никаких индивидуальных счетов не будет в ОСМС. Теперь о выгоде, давайте сделаем простой расчет. Максимальный взнос в систему медстрахования, с самой высокой зарплаты – 6 тысяч тенге в месяц, умножая на 12 месяцев, получаем 72 тысячи тенге в год. Стоимость стационарного лечения пневмонии, которой может заболеть любой человек, составляет порядка 97-98 тысяч тенге. Не буду приводить еще более дорогостоящие методы лечения, которые на рынке стоят миллионы тенге. Вашего годового взноса, исходя из минимальных расчетов, не хватит даже покрыть лечение банальной пневмонии, не говоря о затратах на сложные заболевания.

- В целом понятно, что даже введение медстрахования не решит всех проблем с хроническим недофинансированием здравоохранения Казахстана. Как будет расходоваться собранный пул страховых средств?

- Уровень расходов на здравоохранение в Казахстане составил 3,7% к ВВП, что значительно ниже, чем в странах с аналогичным уровнем развития, этот показатель равен 6%. При этом доля частных расходов катастрофически растет и составила уже 41% от всего бюджета здравоохранения. Этот показатель более чем в два раза превышает международный рекомендуемый ВОЗовский уровень в 20%, то есть при повышении этого показателя создается высокая вероятность того, что из-за дороговизны медицинских услуг граждане могут стать бедными.

При этом более 30% всех частных расходов направляется на приобретение платных медуслуг, которые уже декларированы в ГОБМП. Это стационарная помощь, на которую направляется 58,4 млрд тенге частных средств, амбулаторно-поликлиническая помощь и реабилитационные услуги. Наша первейшая задача – сократить карманные расходы граждан на медпомощь, которые наносят урон семейному бюджету.

В перспективе с ростом ожидаемой продолжительности жизни и рождаемостью увеличится численность наиболее интенсивных потребителей медицинских услуг: численность пожилого населения к 2025 году вырастет на 41% и более чем на 20% увеличится численность детского населения. Это будет требовать роста затрат на медицинскую помощь в геометрической прогрессии.

На что будут расходоваться страховые взносы и отчисления? Пакет ОСМС формировался исходя из принципа: медицинская помощь, улучшающая качество жизни каждого человека и закладывающая основу для будущих поколений. Исходя из этого, данный пакет содержит расширенный перечень медуслуг: консультативно-диагностическую помощь, не связанную с социально значимыми заболеваниями и болезнями, подлежащими динамическому наблюдению; амбулаторное лекарственное обеспечение, плановый круглосуточный и дневной стационары; медицинскую реабилитацию.

Наши прогнозы показывают, что с полноценным развертыванием страхования в здравоохранение придут дополнительные деньги, они пойдут на наиболее проблемные участки. Сегодня остро стоит вопрос доступности консультативно-диагностической помощи, дорогостоящих диагностических услуг, приводящих к длительному ожиданию и очередям, и реабилитации.

По статистике, в 2017 в стационарах пролечилось 180 тыс. человек, которые должны были получить услуги реабилитации, например, по таким профилям, как кардиология, кардиохирургия, ортопедия, нейрохирургия, неврология. То есть после инсультов, инфарктов, травм и некоторых других болезней 180 тыс. человек так и не смогли получить реабилитацию, поскольку на это не хватает средств.

Никаких радикальных изменений в финансировании здравоохранения не произойдет, все процессы носят эволюционный характер. Длительное пребывание в круглосуточных стационарах заменяется на краткосрочное интенсивное лечение, больше будет финансироваться получение медуслуг в условиях дневных стационаров. За счет страховых средств увеличивается бюджет на реабилитацию и восстановительные процедуры.