В следующем году расходы бюджета на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) не только не уменьшатся, но и вырастут
В следующем году расходы бюджета на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) не только не уменьшатся, но и вырастут. Расходы государства увеличатся по нескольким приоритетным отраслям здравоохранения. Как это отразится на доступности лечения для населения и на бизнесе в медицинской отрасли, в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» рассказал министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.
– Елжан Амантаевич, изменились ли приоритеты в финансировании здравоохранения?
– Приоритеты государственного финансирования ГОБМП остаются прежними. Прежде всего, это затраты на профилактику – мы поддерживаем профилактическую направленность системы здравоохранения. Это значит, что в этом и в следующем году будем наращивать финансирование первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в сети поликлиник, к которым прикреплены граждане для получения определенного набора стандартной медицинской помощи. Большую роль играет профилактика в виде проведения скринингов, осмотров населения, вакцинации. Кроме того, в функции поликлиник входят прием пациентов в случае острых заболеваний, консультации по ним, наблюдение. Это тоже важно, потому что качественное наблюдение за основными заболеваниями помогает снизить затраты граждан и государства на лечение осложнений.
Расходы на оказание ПМСП в идеале должны вырасти и составить до 60% от всех затрат на здравоохранение. Это международная рекомендация. В этом году они выросли до 40%, в 2018 году у нас было 30%.
Деньги пойдут на увеличение количества участков. Больше участков означает расширение охвата населения и большую доступность услуг врачей общей практики и персонала, который оказывает первичную медико-санитарную помощь.
Кроме того, государство увеличит на 24% финансирование скорой медицинской помощи, особенно в части подготовки кадров, оснащения бригад скорой помощи для приведения в соответствие стандартам.
У населения также много претензий к работе узких специалистов, жалоб на их нехватку, недовольство дороговизной диагностических исследований. Поэтому с внедрением ОСМС в 2020 году мы планируем также увеличить финансирование консультативно-диагностических услуг почти в 6 раз. Речь идет как о росте объемов самих средств, так и тарифов.
Например, сейчас в рамках наших тарифов гарантированного объема медицинской помощи, которые мы установили для поликлиник, за УЗИ для одного человека государство платит поликлиникам 800 тенге. На рынке оно стоит от 2 тыс. тенге. Но часто в поликлиниках не хватает узких специалистов диагностических исследований, их нужно привлекать, и поэтому необходимо поднять цены на их услуги до уровня рыночных. Также существенно вырастут расходы на реабилитацию и восстановительное лечение.
– Сколько это все будет стоить в натуральном выражении?
– На восстановительное лечение, о котором я упомянул, в этом году из госбюджета в рамках пакета ГОБМП выделено 14 млрд тенге. В следующем году с учетом двух пакетов – ГОБМП и ОСМС – финансирование планируется увеличить до 49 млрд тенге.
Если говорить о динамике по услугам ПМСП, то в 2020 году подушевой норматив – это расходы на обслуживание в поликлинике на каждого прикрепленного пациента – вырастет на 30%. В следующем году расходы на обслуживание в ПМСП запланированы на уровне 356 млрд тенге. Однако с учетом оказываемой на уровне поликлиник консультативной, стационарозамещающей и других видов помощи можно сказать, что финансирование вырастет от 40% до 50%.
Консультативно-диагностическая помощь, оказываемая как на уровне ПМСП, так и стационаров, вырастет с 29,7 млрд тенге в текущем году до 181 млрд в следующем году. Финансирование скорой помощи увеличится с 42 млрд тенге до 52 млрд тенге.
– А как в денежном выражении будет расти рынок медицинских услуг?
– В настоящий момент объем рынка медицинских услуг оценивается в 1,7 трлн тенге, в следующем году ожидается его рост до 2,2-2,3 трлн тенге. В последующем все будет зависеть от состояния экономики, роста стоимости медицинских технологий и ряда других факторов.
– С чем связана такая динамика?
– Это связано с внедрением ОСМС и одновременным повышением тарифов в преддверии его внедрения. Здесь хотелось бы обратить внимание вот на что. Рост тарифов не означает удорожания медицинских услуг для населения. Речь идет о том, что больницы, оказывающие бесплатные услуги населению, будут получать больше за свою работу. Правительство увеличивает финансирование услуг, которые должны оказываться всему населению бесплатно в рамках пакета ГОБМП и застрахованному населению в рамках пакета ОСМС. Это необходимо, чтобы больницы оказывали бесплатные услуги населению более качественно. Если же говорить о платных услугах, то здесь рынок регулирует сам.
– Вы говорили, что с 1 января начнет действовать трехступенчатая система здравоохранения. Выходит, что с ее помощью не удастся снизить расходы бюджета на здравоохранение?
– Прежде всего нужно понять, что собой представляет эта система. Первая ступень – это ГОБМП, это спектр услуг, за которые больницам и поликлиникам платит государство, то есть людям их оказывают бесплатно. Со следующего года внедряется вторая ступень – ОСМС, а третья ступень – те услуги, которые граждане хотят получить по собственному усмотрению, так сказать, провести check-up, и платят за них сами или за счет медицинского страхования.
Затраты государства на здравоохранение с внедрением ОСМС не сократятся, они будут на уровне 12-13% от общих расходов бюджета. В целом рост финансирования будет осуществляться за счет увеличения взносов и отчислений в ФСМС. Но еще раз замечу, что государство не сократит свое финансирование. Плюс оно делает взносы в фонд почти за 10 млн граждан – это социально уязвимые слои населения. Они будут страховаться в рамках ОСМС за счет средств бюджета.
– Доступность медуслуг, о которой вы сказали в начале разговора, напрямую связана с дефицитом поликлиник в стране. Это не новость, но проблема требует решения и денег. Какова цена вопроса?
– В Казахстане есть как большие, так и мелкие поликлиники. Есть юридические лица, которые оказывают поликлиническую помощь. Мы же говорим о необходимости увеличить количество участков. Сейчас на одного врача общей практики приходится 2 тыс. человек, норматив же составляет 1700 человек, то есть нужно забрать у каждого врача 300 человек и сформировать новые участки.
Самая высокая нагрузка сейчас в Павлодарской, Мангистауской, Алматинской областях и Шымкенте. К 2025 году стоит задача сократить нагрузку до 1500 человек на одного врача.
В качестве примера по обеспечению доступности и качества медпомощи первичного звена можно привести опыт Нур-Султана. Там разработали картографию мероприятий по снижению нагрузки. Планируется, что до конца 2019 года более чем 100 тыс. человек, живущих на окраинах города, обеспечат 20-минутной шаговой доступностью поликлиник за счет открытия новых поликлиник и врачебных амбулаторий с привлечением частных инвесторов. Аналогичную практику мы будем рекомендовать частному сектору и в других регионах.
Поликлинические услуги – один из самых перспективных сегментов для медицинского бизнеса в ближайшие годы. Мы неоднократно говорили об этом и уже видим, что рынок постепенно реагирует на наши сигналы. Количество частных и новых поставщиков Фонда медицинского страхования растет, в том числе и среди поставщиков поликлинических услуг.
Из 1403 поставщиков фонда половина – частные клиники. Число поставщиков ПМСП фонда выросло с 501 в 2017 году до 550 в 2019 году. Два года назад было 397 государственных и 104 частных организации, в этом – 372 государственных и 178 частных клиник.
Если говорить о цене, то тут важно упомянуть следующее: инфраструктура здравоохранения формируется с учетом потребностей населения на основе единого перспективного плана развития сети здравоохранения. Единый перспективный план сейчас находится на утверждении. Основная задача этого проекта – повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, модернизация инфраструктуры. Проекты перспективных планов разрабатываются по всем 17 регионам. По прогнозам, мощность амбулаторно-поликлинических организаций по республике до 2026 года вырастет на 12,5%. Средняя мощность городской больничной организации увеличится до 424 коек, что будет приближено к лучшим международным практикам. Увеличится количество многопрофильных больниц, как городских, так и сельских.
Модернизацию инфраструктуры планируем реализовать через привлечение инвестиций посредством программного государственно-частного партнерства. При этом планируем использовать типовые контракты, инструменты кредитования.
– Все же есть примерная смета, сколько это будет стоить?
– Потребность в инвестициях на строительство на 2019-2025 годы оценивается в 1 трлн 76 млрд тенге. На эти средства планируется строительство порядка 1100 объектов, включая 990 амбулаторно-поликлинических.
Малые объекты на селе будут строиться за счет местных бюджетов, а крупные в городах – в основном за счет государственно-частного партнерства. Например, несколько врачей общей практики могут открыть совместную амбулаторию и вести прием, являясь партнером большой поликлиники. Они берут на себя какую-то часть пациентов и ее ведут.
– Тогда это уже не бесплатно?
– Будет абсолютно бесплатно. Пациент просто выбирает из перечня поставщиков медицинских услуг ФСМС поликлинику, к которой ему удобно прикрепиться и получать тот объем, который есть в рамках ГОБМП. Но платить за это будет ФСМС, а то, что не входит в гарантию государства, человек оплачивает самостоятельно.