По мнению аналитиков брокера Gallagher, рынок космического страхования продолжает демонстрировать достаточную емкость для большинства рисков, при этом ценовые тенденции относительно стабильны и немного снижаются.
Тем не менее, риски, которые являются более сложными из-за требований к работоспособности спутников, по-прежнему имеют повышенные премиальные тарифы и ограничения в емкости, сказал брокер.
В своем рыночном обзоре Gallagher также подчеркнул растущую озабоченность операторов спутников, а именно относительного космического мусора. Согласно отчету Европейского космического агентства за 2022 год, более 30 000 единиц космического мусора в настоящее время отслеживаются сетями космического наблюдения. Но в отчете поясняется, что истинное количество объектов размером более 1 см оценивается более чем в миллион.
В то же время количество запускаемых в космос объектов за последние пять лет выросло примерно с 500 в 2018 году до почти 2500 в 2022 году, причем подавляющее большинство из них выводится на низкую околоземную орбиту (НОО).
Питер Элсон, генеральный директор Aerospace, Gallagher, объясняет, что на околоземной орбите космические корабли и обломки движутся в разных направлениях и с очень высокой скоростью — например, МКС (Международная космическая станция) движется со скоростью примерно 17 700 миль в час, а средний фрагмент орбитального мусора движется со скоростью пять миль в секунду. «В связи с этим энергии, выделяемой при столкновении, может быть достаточно, чтобы полностью уничтожить спутник и создать большое количество дополнительных обломков, что, в свою очередь, еще раз увеличивает количество обломков на этой орбите. Это потенциальное распространение мусора известно как эффект Кесслера», — говорит он.
Эксперт указывает, что конечной целью является, конечно же, уменьшение количества мусора в космосе. Миссии для этого в настоящее время выполняются, но сам масштаб и стоимость этой огромной задачи по очистке делают всеобъемлющий долгосрочный план по уменьшению мусора очень трудным для определения. В настоящее время основным способом снижения этих рисков для спутниковых операторов является мониторинг известного, отслеживаемого мусора с помощью данных о космической обстановке (SSA), и в случае прогнозируемого соединения с куском мусора оператор должен будет решить, следует ли ему маневрировать спутником, чтобы предотвратить столкновение.
«Операторы спутников, государственные учреждения и поставщики услуг по запуску имеют доступ к улучшенным данным для принятия решений по смягчению последствий столкновений. Однако из-за большого количества мелкого мусора, который в настоящее время невозможно отследить, это не всеохватывающее решение, которое многие хотели бы видеть», — говорит Элсон.
Он добавляет: «Хотя коммерциализация глобальной космической отрасли в значительной степени обвиняется в увеличении риска столкновений, в частности, введение мегасозвездий, таких как Starlink и OneWeb, сейчас мы наблюдаем тенденцию к повторному использованию, особенно в индустрии ракет-носителей, что значительно уменьшит распространение мусора, создаваемого ракетами-носителями. Это повторное использование будет важным компонентом в управлении рисками космического мусора однако само по себе это не решит текущую ситуацию, и многоразовые ракеты-носители необходимо будет использовать наряду с рядом других технологических разработок».
Gallagher говорит, что может предложить спутниковым операторам два основных решения. Во-первых, предоставление механизма передачи риска повреждения спутнику или миссии на орбите. Во-вторых, покрытие ответственности перед третьими лицами, чтобы гарантировать, что в случае судебного иска против оператора эти расходы и любой ущерб, присужденный судом, покрываются страховщиками. Одним из основных продуктов брокера является комплексное покрытие на орбите после запуска. В случае столкновения в космосе (или любого другого повреждения имущества или телесных повреждений) владельцам и операторам предоставляется полная компенсация всех расходов, подлежащих оплате третьим лицам.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz