14
Чт, нояб

Что не дает развиваться здравоохранению Казахстана

Ситуацию в системе здравоохранения РК на сегодняшний день можно назвать шахматным термином: цугцванг, сообщает «Fforbes.kz».

Уже сейчас в мире созданы прорывные технологии в отрасли здравоохранения: развитие робототехники, нанотехнологии, лучевой диагностики, генной инженерии и прочее. Еще лучшие технологии ожидает мир в будущем. Вот некоторые предсказания известного футуролога Рэя Курцвейля в области медицины: «В 2031 году 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня, в 2032 году нанороботы начнут использоваться в медицинских целях. Они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека и удалять отходы. Они также проведут детальное сканирование человеческого мозга, что позволит понять детали его работы».

Увы, сейчас наше системное отставание от мировых достижений медицины очевидно, несмотря на мнимую доступность медицинских услуг.

Ситуацию в системе здравоохранения РК на сегодняшний день можно назвать шахматным термином: цугцванг. Любая реформа в области здравоохранения ведет к еще большему ухудшению положения.

Все имеющие проблемы системы здравоохранения РК, а именно устаревшая материально-техническая база, нехватка квалифицированных кадров, низкое качество медицинских услуг, а главное, низкая мотивация к улучшению качества, низкая заработная плата медработников и многое другое являются результатом одной экономической тенденции. А именно, система здравоохранения РК не интегрирована в национальную экономику, остается дотационной. Тогда как в странах с рыночной экономикой объекты здравоохранения являются не дотационными, а прибыльными.

США тратят на здравоохранение 18% ВВП и занимают первое место в мире по расходам на эту сферу. Финансирование здравоохранения происходит не из бюджета, а от страховых организаций. Что это дает? Организации здравоохранения являются прибыльными. Соединённые Штаты занимают ведущее место в мире по уровню и результативности научных исследований. Здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами. Большую часть Нобелевских премий в области медицины получают представители США — 18 из 25 последних лауреатов были американскими гражданами либо приглашёнными учёными. На США приходится половина всех созданных за последние 20 лет новых медицинских препаратов. По уровню своих доходов американские врачи гораздо превосходят своих коллег из других стран.

А вот Казахстан в 2018 израсходовал на медицину 3,4% от ВВП, что в три раза меньше показателей развитых стран. В СССР, расходы на здравоохранение были разделены на науку и здравоохранение, составляли в среднем 8,4% от общих госрасходов (многие научные республиканские клиники имели щедрое финансирование как научные центры).

Эффективность всей системы здравоохранения любой страны можно оценить через лишь один статистический показатель - средняя продолжительность жизни. В эпоху Казахской ССР, в 1987 году средняя продолжительность жизни у нас была 69,3 года, и этот показатель неуклонно рос. С обретением независимости этот показатель начал неуклонно снижаться и к 1996 году составлял 64,1 год (снизился на 5,2 года за 9 лет), приблизившись к 1978 году (64,2 года). Казахстан только к 2011 приблизился к показателям КазССР 1987 года – в 69 лет. Сейчас этот показатель составляет 72,3 года, что на 8,5 года меньше европейского показателя. Казахстан по индексу продолжительности жизни в 2016 году занял 111 место в мире, что указывает на низкую эффективность системы здравоохранения страны.

Наша система здравоохранения все эти 28 лет является переходной моделью, до сих пор не может определиться какую все-таки систему выбрать: бюджетную (которая была у нас и есть во многих странах Европы, например, в Великобритании), или страховую модель. При смешанной модели финансирования здравоохранения, бюджетно-страховой модели, как принято во многих странах, должно быть четкое разграничение: бюджет платит за капитальные вложения, за улучшение материально-технической базы, а оплата собственно медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов.

Переходу к страховой модели препятствует действующая нормативно-правовая база. В пункте 2 статьи 29 Конституции Республики Казахстан прописано: «Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом». Этот пункт является краеугольным камнем, тем, что препятствует внедрению обязательного медицинского страхования. Если государство по Конституции дает бесплатно, зачем покупать еще обязательную медицинскую страховку?

Приватизация объектов здравоохранения, которая продолжается в последние годы, является еще одной важной тенденцией для системы здравоохранения. Нормативно-правовая база в этом вопросе также не совершенна. Полагаем, что нет механизмов препятствия участия в тендере покупателей со средствами, добытыми преступным путем. При объявленной транспарентности тендеров, чтобы получить результаты тендера и договора купли-продажи нужно делать запрос в государственный орган. Итоги тендера и подписанный договор купли-продажи не выставлены на сайте Госреестра и не являются достоянием общественности, поэтому назвать полностью процедуру тендера транспарентной очень сложно.

В результате приватизации в ближайшие 3-5 лет систему здравоохранения ждет крупная реструктуризация объектов. Отсутствие понимания работы таких объектов, а также отсутствие четко прописанных механизмов дальнейшего контроля за объектами здравоохранения может привести к хаосу в системе. В настоящий момент нет нормативного документа, где прописывались бы единые эффективные механизмы контроля со стороны медицинских надзорных органов за проданными объектами.

Сама по себе приватизация объектов здравоохранения – это очень хороший стимул для развития медицинского бизнеса, внедрения в систему здравоохранения эффективных бизнес-моделей и управления, укрепление здоровой конкуренции. Все это позволит интегрировать в целом систему здравоохранения в национальную экономику. Но из-за слабой нормативно-правовой базы, которая направлена на приватизацию ради приватизации, а не на улучшение медицинской помощи, в ближайшее время ожидается масса проблем в развитии данного направления.

Помимо тех пессимистичных прогнозов, которые указаны выше, систему здравоохранения ждут и положительные моменты.

На сегодняшний день в здравоохранении многих стран вводится кодификация всех симптомов, которые в принципе уже есть и эффективно применяется другими странами. Благодаря правильному выбору симптомов болезни на первоначальном этапе возможно заподозрить ту или иную болезнь. Сейчас достаточно развиты компьютерные программы для пользователей, благодаря которым человек еще до посещения врача может ввести все свои симптомы и получить предложение - либо визит к врачу, либо прохождение дополнительного обследования. То есть с задачей участкового врача прекрасно справляются компьютерные программы.

В ближайшем будущем в РК внедрят электронные медицинские паспорта каждого гражданина. Соединение этих данных с общей базой кодификаторов симптомов позволит на начальном этапе до обращения за медицинской помощью пациенту выбрать направление. Таким образом, как таковой специальность участковый врач или врач общей практики исчезнет. Большое количество врачей будет вынуждено переучиваться, и это благоприятно отразится на здоровой конкуренции и стремлении врачей осваивать все новые специальности и методики. Причем переход на электронные системы дифференцировки пациентов (кодификации симптомов) произойдет за короткий промежуток времени, и одномоментно в отрасли произойдет перенасыщение кадров.

Увеличение количества частных клиник в долгосрочной перспективе приведет к удорожанию медицинских услуг. Это будет выгодно медорганизациям, повысятся зарплаты медработников, улучшится материально-техническая база, будут в стране широко внедряться последние достижения мировой медицины. Но для пациента неминуемое удорожание будет снижать доступность медицинских услуг. С другой стороны, из-за высокой конкуренции медорганизации будут заинтересованы в улучшении качества, будут внедрять передовые технологии. И тогда система здравоохранения станет саморегулируемой и саморазвивающейся системой, интегрированной в национальную систему экономики.

Эти все системные преобразования дадут эффективный результат лишь при улучшении нормативно-правовой базы, когда государство определится, что система финансирования здравоохранения будет страховой или бюджетно-страховой.

 

Каиргали Конеев, кандидат медицинских наук
Аскар Калдыбаев, кандидат юридических наук